
Издательский бизнес переживает активное плодотворное время. Развитие материалов и разнообразие технологий сформировали интерес к индустрии и породили в ней высокую конкуренцию. Как выпускать профессионалов, востребованных на рынке издательского дела? Обсудили этот вопрос с деканом Евгенией Александровной Стерляговой.
О декане
Евгения Александровна Стерлягова – независимый куратор, мультимедийная художница и фотограф. В МКИК она ведет дисциплины по фотографии, реализует выставочные проекты со студентами, вовлекает их в участие в букмаркетах и других значимых событиях.
Например, в 2021 году Евгения Александровна стала одним из кураторов YOUNG PRINT YOUNG ZIN в пространстве Союз Печать Москва на Винзаводе. Об этом проекте студентов колледжей издательского дела и фотографии написали крупные СМИ – ARTУЗЕЛ и Metro.
Главной ценностью в работе со студентами Евгения Александровна Стерлягова считает обмен опытом и способом мышления: «Преподавание – это двусторонний процесс, который делает учителя и ученика обоюдно интересными друг другу. У меня есть профессиональные знания, кейсы и навигация в культурном поле, у ребят – неповторимая индивидуальность, свежие идеи, энтузиазм, желание расти и развиваться».
О развитии издательского рынка в России
Издательский бизнес является одним из самых конкурентных. Принимая решение о выпуске книги, приходится продумывать каждую деталь с учетом интересов своей аудитории.
Чтобы выпускники МКИК могли найти себя в одном из направлений издательского дела и выдержать конкуренцию, в колледже сделали акцент на практике и создании проектов для портфолио, которые могли бы заинтересовать потенциальных работодателей и заказчиков.
Издательское дело – это разнообразие контекстов, в которые погружается специалист, подготавливая к выпуску печатное издание. Поэтому во время обучения студенты получают разнообразные навыки – от разработки концепции издания до написания текстов, создания иллюстраций и верстки.
О проекте goodZIN
В МКИК уделяется большое внимание развитию проектного мышления. Уже на первом курсе обучения студенты с нуля создают зины – малотиражные индивидуальные издания.
Проект представляет собой начальную практику работы с печатными изданиями и типографией. Студенты колледжа журналистики и издательского дела самостоятельно разрабатывают зин – от выбора темы до подготовки макета.
Журналы выставляются на Международном фестивале современного искусства DOCA, который проходит на базе МКИК ежегодно и объединяет более 2000 гостей.
Также ребята презентуют зины вне стен колледжа на таких крупных площадках, как Винзавод, и даже продают авторскую продукцию на букмаркетах.
О работе с любимыми книгами в проекте «Читай»
На втором курсе обучения студенты колледжа журналистики и издательского дела участвуют в проекте «Читай». Они выбирают любимые книги и создают для них новый облик – обложку, иллюстрации, подарочную упаковку и мерч.
В процессе работы формируются навыки, необходимые для продвижения печатной продукции и повышения интереса читательской аудитории к изданию.
Об издательстве МКИК и практике во внешних организациях
Важная роль отводится производственной практике. На базе колледжа работает издательство МКИК, где студенты трудятся над выполнением внутренних и внешних заказов, выполняя функции верстальщиков, корректоров, бильдредакторов, журналистов.
Также ребята проходят практику в таких крупных компаниях, как коммуникационная группа «МедиаЛайн», издательство «Детская литература», типография Ideaprint, издательство «Росмэн», журнал «Читаем вместе», пространство Союз Печать Москва на Винзаводе и другие. Мы не стоим на месте, постоянно расширяя список партнеров.
О выставке печатной продукции Bookfest
Каждый семестр МКИК организует ключевое для издателей событие – Bookfest. Мероприятие проходит в веселой и непринужденной атмосфере небольшого фестиваля печатной продукции. Представить проект может каждый желающий.
В первом полугодии выставляются студенты старших курсов. Первокурсники приходят как гости, вдохновляются проектами, настраиваются на создание своих изданий. К концу учебного года они тоже принимают участие в Bookfest, представляя первые индивидуальные или групповые проекты.
На Bookfest у студентов также есть ценная возможность коммуникации с приглашенными внешними экспертами и со своими потенциальными читателями.
О встречах с экспертами
Одной из доступных студентам форм коммуникации с профессиональным сообществом являются мастер-классы и лекции приглашенных спикеров. Большинство из них – потенциальные работодатели для ребят или представители смежных сфер деятельности.
Только за последние месяцы в МКИК прошли мастер-классы:
- писательницы и соведущей подкаста «Ковен Дур» Ольги Птицевой;
- книжного обозревателя Елены Чжен;
- куратора пространства Союз Печать Москва на Винзаводе и издателя Катерины Савиной.

О ключевых профессиональных дисциплинах
Студенты на практике изучают проектирование изданий, верстку, художественно-техническое редактирование, материаловедение. Итогом обучения становятся профессиональное портфолио и система практических навыков.
Глубокое изучение стилистики русского языка, основ составления различных видов текстов и работы с изображением делает наших выпускников конкурентными также на позициях корректоров, редакторов, копирайтеров, бильдредакторов.
В образовательном плане у студентов есть разные дисциплины, направленные на развитие креативных навыков и глубокого понимания сферы искусства. Ребята изучают историю искусства, цветоведение, основы композиции, фотографию.
Издатель работает на пересечении различных сфер. По мнению Евгении Александровны Стерляговой, сложное пересечение контекстов и задач делает профессию интересной.
Перечисленные проекты, дисциплины и форматы обучения позволяют выпускникам МКИК сформировать базу профессиональных контактов и разнообразное портфолио. Многих ребят приглашают на работу уже во время обучения на старших курсах.
30.12.2021