Институт и колледж ИГУМО
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ
ИНСТИТУТА ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Найти на сайте
Учебный офис ИГУМО. От компетенций к компетентности

Учебный офис ИГУМО. От компетенций к компетентности

Начался новый учебный год в Учебном офисе Института гуманитарного образования и информационных технологий. Основная цель создания Учебного офиса – внедрение в образовательный процесс методов обучения, направленных на освоение студентами профессиональных компетенций. За несколько последних лет Учебный офис стал универсальной площадкой для моделирования педагогических новаций, направленных на усиление практической подготовки студентов разных факультетов ИГУМО.

Кураторами этого проекта являются факультет управления, который возглавляет кандидат технических наук, профессор Татьяна Михайловна Князева, и кафедра менеджмента под руководством кандидата экономических наук, доцента Екатерины Михайловны Волынкиной.

Сегодня мы начинаем серию репортажей из Учебного офиса.

26 и 28 сентября 2012 г. на 5-м курсе очной формы обучения факультета управления Института гуманитарного образования и информационных технологий в рамках дисциплины «Управленческие решения» прошли занятия по темам «Методы сравнительного шкалирования» и «Методы статистической обработки экспертной информации», которые провел проректор по учебной работе, профессор кафедры менеджмента, профессор кафедры математического моделирования, доктор технических наук, профессор Курбан Ахмедович Магомедов.

Абитуриент, выбирающий университет, судья, определяющий срок наказания, генеральный директор, планирующий реинжениринг бизнес-процессов на предприятии, брокер, скупающий и продающий акции, и даже президент страны, планирующий реформы, – все они решают задачи выбора лучшего варианта действий. Несмотря на кажущуюся разноплановость, в этих задачах много общего. Самое главное в них – это общие методы анализа вариантов действий, которые принято называть методами принятия решений.

Учебный офис ИГУМО. От компетенций к компетентности

Теория принятия решений уже на протяжении полувека является эффективным интеллектуальным инструментом менеджера. Первоначально система методов принятия управленческих решений была нацелена в основном на использование количественных данных и опиралась на специально возникшие научные дисциплины, такие как исследование операций, теория систем и системный анализ, экономическая кибернетика и др. В каждую из них неотъемлемой составной частью входила теория принятия решений.

Однако специалисты всегда понимали, что, принимая решения, ограничиваться только количественными данными невозможно.

При решении проблем, не имеющих количественного описания, часто применяют экспертные методы (методы экспертных оценок). В качестве экспертов выступают, например, покупатели (в маркетинговых исследованиях), группы граждан (в социологических исследованиях), работники предприятий (при изучении «узких мест» производства), профессиональные эксперты (при оценке проектов) и т.д.

Было бы ошибкой думать, что при проведении исследований нужно руководствоваться только усредненным мнением экспертов. Это упрощенный подход. Есть строгие правила, которые прописаны в так называемой теории измерений. Измерять можно все – не только размеры предметов, температуру, освещенность и т.п., но и явления, решения (например, если необходимо упорядочить цели управления по степени важности или определить временной промежуток наступления события из возможной совокупности событий).

Для ознакомления с методами измерения данных, которые невозможно оценить количественно, каждому студенту было предложено индивидуальное задание. На основании полученных теоретических знаний и собственных предпочтений нужно было проранжировать совокупность экономических объектов. При этом следовало учесть влияние на выбор ранга нескольких факторов и критериев. Задание необходимо было выполнить с использованием метода парных сравнений, который является эффективным методом сравнительного шкалирования и широко используется в практике принятия управленческих решений.

Интересна и тематика учебных задач, в которых необходимо было осуществить: выбор проекта для инвестирования, выбор наилучшего обеспечения банковского кредита, выбор претендента на вакантное место, выбор метода рефинансирования дебиторской задолженности, оценку риск-рейтинга кредита, оценку стоимости бизнеса методом поиска наиболее подходящего предприятия-аналога, которое было продано раньше на рынке, выбор организационно-правовой формы проектируемого предприятия.

Задачу нужно было решить сначала упрощенным методом средних значений, а затем с использованием более сложного математического метода, суть которого заключается в вычислении так называемого собственного вектора матрицы линейного преобразования (матрицы парных сравнений). При этом студентам понадобилось знание линейной алгебры, которую они изучали на 1-м курсе. Сухая математика, не всегда воспринимаемая студентами как надежный помощник в практической деятельности менеджера, обрела в данном случае новое прочтение.

Затем перед студентами была поставлена более сложная проблема: решение классической задачи теории принятия решений – выбор альтернативы при многих критериях. Специфика заключалась в том, что необходимо было учесть мнение нескольких экспертов. Студентам факультета управления ИГУМО пришлось не только воспользоваться знаниями из линейной алгебры, но и привлечь для анализа некоторые инструменты математической статистики.

Учебный офис ИГУМО. От компетенций к компетентности

Проблема не поставила в тупик будущих менеджеров и экономистов. В Институте гуманитарного образования и информационных технологий всегда уделяли достаточное внимание фундаментальной математической и естественно-научной подготовке.

В качестве исходных данных для анализа были использованы результаты опроса студентов ИГУМО о качестве преподавания, а именно – обезличенные данные двухлетней давности, когда студенты данной группы учились еще на 3-м курсе. Фамилии преподавателей (объектов анализа) были заменены номерами, а фамилии студентов (экспертов) не фиксировались изначально.

Условия данной задачи можно легко трансформировать в целый набор задач, решаемых в повседневной деятельности управленцами разных уровней и направлений. Например, в условии задачи объектами анализа могут быть претенденты на вакантную должность, экспертами – сотрудники кадровой службы, а критериями выбора – деловые качества претендентов. Другой пример. Объекты анализа – альтернативные проекты реинжениринга бизнес-процессов предприятия, эксперты – сотрудники консалтинговых агентств, критерии – различные экономические показатели. Перечень возможных сфер применения изучаемой методики можно продолжить.

Итак, задание получилось достаточно сложным даже по сравнению с подобными задачами из управленческой практики – до 17 анализируемых объектов, до 15 экспертов и 14 критериев выбора, но студенты факультета управления с ним справились. В результате анализа был прежде всего получен интегральный вектор приоритетов объектов. Студенты ИГУМО сравнили его с подобным ранжированием, полученным по упрощенной схеме, и убедились в эффективности изучаемой методики.

Предложенная методика позволила также оценить компетентность экспертов (с математической точки зрения). Для этого была использована программа (пакет прикладных программ) Statistika, которая позволила провести кластерный анализ объектов, где наглядно, в виде дендрограммы, отображалось, как группируются мнения экспертов.

Наконец, была оценена согласованность мнений экспертов. Для этого в среде Statistika студенты факультета управления ИГУМО вычислили коэффициент конкордации, а затем, руководствуясь общепринятой методикой проверки гипотез, оценили его значимость.

Свою оценку, но уже от преподавателя, получил и каждый студент ИГУМО. В Институте гуманитарного образования и информационных технологий действует балльно-рейтинговая система оценки учебных достижений студентов, и каждый их успех на каждом занятии фиксируется преподавателем. За две правильно решенные задачи большинство студентов сегодня заработали по 10 баллов каждый. Такая активность позволит многим сдать экзамен (зачет) по совокупности заработанных в течение семестра баллов.

В конце занятия были подведены общие итоги. Установлено, что полученные результаты требуют дальнейшего изучения. В частности, выяснилось, что по некоторым критериям коэффициент конкордации статистически незначим, т.е., говоря простым языком, нет согласованности мнений экспертов по этим критериям оценки труда преподавателей. Видимо, следует либо уточнить формулировки таких критериев, либо исключить их из анализа. Но это уже проблемы, которые будут решаться на последующих занятиях.

В текущем семестре пятикурсникам предстоит решить еще 6 не менее интересных и полезных задач. Полезных не только для будущей практической деятельности, но и для дипломного проектирования, которое фактически уже началось.

Как без пяти минут специалисты справятся с этими задачами?

Мы будем держать вас в курсе!

Проректор по учебной работе, доктор технических наук, профессор К.А. Магомедов

02.10.2012
Просмотров: 744

Возврат к списку


ИНТЕРЕСНЫЕ РАЗДЕЛЫ
Об ИГУМО Факультеты Колледж Лица института Абитуриентам Государственная аккредитация Личный кабинет студента Контакты Сообщество в ВКонтакте Сообщество в Фейсбуке
© 1991-2016 ИГУМО и ИТ. Все тексты и фото подготовлены студентами и сотрудниками ИГУМО и ИТ. Все права защищены.