вернуться

Монополистический поворот

Наши новости

подписаться

Наши соцсети

Наши новости

подписаться

Наши соцсети

Монополистический поворот

Современная российская и мировая экономика переживает время глобального пересмотра правил игры, формирования новейших принципов и механизмов экономического сотрудничества. Участники рынков существуют в старой, еще неоклассической экономической модели, в частности модели движения и преобразования капитала. И это при том, что такая модель была создана в иную экономическую эпоху – эпоху торжества идеи чистой и совершенной конкуренции.

Сегодня мы имеем экономическую систему, при которой продавец товара рассматривается еще пока как товаропроводящий канал, а не как экономический субъект, формирующий новые ценности в экономике.

Возвращаясь к старой, работающей сейчас экономической модели, мы неизбежно приходим к необходимости анализа двух экономических явлений.

Первое заключается в том, что современный производитель вынужден наращивать расходы не только на исследования рынка, но и на бессмысленное конкурентное противостояние с другими аналогичными товаропроизводителями.

При всем при этом сам-то рынок получает продукт, зачастую напичканный такими возможностями, свойствами и т.д., которые не нужны потребителю. Работающая сегодня экономическая модель вертикальной интеграции производителей и розничных операторов, к большому моему сожалению, только способствует росту цен, а не росту ценностей для потребителей. Несомненно и то, что сегодня учитываются все интересы потребителя, за исключением одного – цены товара. И происходит это по причине той самой модели вертикальной интеграции, в которой мы видим иногда слишком большое число независимых игроков, ведущих борьбу за лишний рубль в системе формирования добавленной стоимости.

Следующее экономическое явление заключено в постоянном поиске производителей дифференцированного предложения товаров или услуг. Именно в этом явлении заложена причина, по которой большинство населения планеты не в состоянии пользоваться основными благами цивилизации. Создание и продвижение дифференцированного продукта провоцирует появление потребителей, рыщущих в поисках уникального товара для удовлетворения сиюминутной блажи.

Трансформация устаревающей экономической системы требует радикального пересмотра ролей всех участников рынка. И в списке ролей новой экономической системы главное место неминуемо должны занять монополии. Новая экономическая система, вероятно, больше внимания уделит недифференцированному предложению и постарается сформировать рынок аскетичного потребителя. Для решения такой задачи потребуется изменить и модель вертикальной интеграции, передав товаропроводящему каналу контроль и управление каналом товаропроизводящим. Мы уже сегодня можем наблюдать похожие явления в сфере производства «частных марок».

Упомянутые нами монополии, скорее всего, создадут рыночные механизмы, предоставляющие потребителю только тот объем товаров и по такой цене, которые он сможет освоить согласно личной потребительской корзине, не создавая при этом дифференцированного предложения. Цена за товары при этом, скорее всего, не будут сильно отличаться от цены экономики совершенной конкуренции. И следует упомянуть отдельно о значительном возрастании роли государственного регулирования экономики. Вероятно, государство и станет основным собственником в большей части упомянутых производственно-торговых монополий.

Подводя итог высказанному в статье мнению, можно предположить, что новая экономика станет в ближайшей перспективе экономикой монополий с либеральным государственным регулированием цен, при этом станут учитываться в первую очередь интересы граждан, а значит – потребителей.

Конечно, отсутствие дифференцированного предложения при создающемся рынке неуникальных товаров на какое-то время приостановит развитие рынков и инноваций. Но это даст потребителю возможность получать все необходимые ему блага по доступной для него цене.

Мнение высказано заведующим кафедрой менеджмента

факультета экономики и менеджмента К.К. Чупровым
29.04.2011
Просмотров: 743

Возврат к списку

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
08 ИЮНЯ В 14:00

Приходи познакомиться с институтом в формате оффлайн

Регистрация

Первый Московский Фестиваль рекламы
для школьников «NewSparks»

Прием конкурсных работ до 07 мая 2024 года

Подробнее