вернуться

Маркетинг – не ремесло, а философия бизнеса, или «Ты помнишь, как все начиналось, все было впервые и вновь»

Наши новости

подписаться

Наши соцсети

Наши новости

подписаться

Наши соцсети

Маркетинг – не ремесло, а философия бизнеса, или «Ты помнишь, как все начиналось, все было впервые и вновь»

Ф. Котлер уже в 1973 г. показал различие между маркетингом как философией и маркетингом как ремеслом. Если сосредоточиться на способах, приемах и инструментах маркетинга, то, безусловно, маркетинг представляется как ремесло, чего явно недостаточно при всевозрастающей конкуренции. В современных рыночных условиях необходимо, чтобы маркетинг именно как философия предпринимательства, как концепция бизнеса овладел и руководил всеми работниками, функциями и отделами организации. Превращаясь в определенный склад ума, маркетинг, проникая в деятельность каждого работника от простого исполнителя до высшего руководителя, создает предпосылки и условия для эффективной предпринимательской деятельности. Однако знание философии маркетинга, умение управлять бизнес-идеями не могут быть достаточными для организации эффективного предпринимательства. Необходим еще и инструментарий, т.е. совокупность способов, методов, с помощью которых можно было бы воздействовать на покупателей. Таким инструментарием является маркетинг-микс – комплекс маркетинга, который впервые ввел в теорию маркетинга в 1964 г. профессор Нейл Борден.

Маркетинг – не ремесло, а философия бизнеса, или «Ты помнишь, как все начиналось, все было впервые и вновь»

Изучению современных подходов к развитию комплекса маркетинга было посвящено семинарское занятие, проходившее на 4-м курсе экономического факультета ИГУМО в группах 4ЭДЭ и 4ЭДМ по кафедре маркетинга.

Участники занятия должны были подготовить презентационные материалы на темы: «Эволюция и развитие комплекса маркетинга» (С. Петухов, И. Перетертова, А. Назаров, Е. Буробина), «Отношение к маркетингу в России» (К. Гагаева, Е. Евстигнеева), «Роль маркетинга в деятельности предприятия» (С. Кадошников), «Отличительные особенности товаров и услуг» (А. Статовская, Е. Гурова, А. Цыганкова, А. Берин), «Современные взгляды на комплекс маркетинга» (А. Арзуманов, В. Набиев). Целью этой работы было понимание процесса эволюции комплекса маркетинга, изучение современного состояния дел с точки зрения применения маркетинга в российских условиях.

Поделимся результатами своих исследований.

Маркетинг-микс, или комплекс маркетинга (marketing mix), – одно из самых известных понятий маркетинга. Однако сегодня мы знаем его лишь по пресловутым 4P маркетинга, которые на самом деле являются лишь небольшим кусочком полновесного маркетинга-микса в его первоначальном варианте – 12 важнейших элементов, используемых для разработки маркетинговых программ: Товар, Ценообразование, Торговая марка, Каналы распределения, Деятельность торговых представителей, Реклама, Продвижение, Упаковка, Демонстрация товара, Обслуживание, Материальная обработка, Поиск и анализ данных.

Из этой модели выросли не только 4P маркетинга (предложена в 1964 г Джерри Маккарти), но и все остальные – 5Р, 7Р, 9Р и т.д.

Маркетинг в сфере услуг заставил расширить это 4P еще тремя: Personal, Process, Physical Evidence. Именно данная маркетинговая модель в наибольшей степени соответствует нематериальной сфере деятельности, хорошо отражает специфику услуг и может служить основой при формировании комплексной маркетинговой политики. Она была предложена в 1981 г. Б. Бумсом и Дж. Битнером (J. Bitner, B. Booms).

Маркетинг – не ремесло, а философия бизнеса, или «Ты помнишь, как все начиналось, все было впервые и вновь»

В дальнейшем взгляды на комплекс маркетинга претерпевали изменения. Известной попыткой модифицировать каноническую формулу 4Р, сместив фокус с продавца на потребителя (правда, ценой отказа от «Р»), стала концепция 4С, сформулированная Бобом Лотеборном в 1990 г. А в 2005 г. была предложена как бы модель с другой стороны – глазами покупателя, где каждому элементу классической модели 4Р ставится в соответствие элемент модели SIVA: продукт – решение, продвижение – информация, цена – ценность, дистрибуция – доступ.

В России отношение к маркетингу как к науке складывалось постепенно и было неоднозначным, пройдя ряд этапов.

1-й этап – маркетинг воспринимали преимущественно как торговую деятельность в широком смысле слова.

2-й этап – маркетинг не только чисто сбытовая, но и организационно-коммерческая функция предприятия. Виды маркетинговой деятельности предприятия расширились за счет более тщательного исследования рынка, поведения потребителей и конкурентов, усиления рекламной деятельности, гибкой ценовой политики и т.д.

3-й этап – по мере развития рыночных отношений и нормализации самого рынка маркетинг превратился в рыночную концепцию управления предприятием, в систему, при которой в основе принятия практически всех решений лежит информация, поступающая с рынка. (презентация отношение к маркетингу в России)

В современной России самые заметные изменения в отношении людей к маркетингу произошли в области образования. Так, появилась отдельная дисциплина, названная маркетингом. Что касается России в целом, то сначала маркетингу стали учить на краткосрочных курсах повышения квалификации, переподготовки специалистов, впоследствии данная дисциплина вошла в учебные программы многих вузов и даже средних учебных заведений. Неудивительно, что эту дисциплину в нашем институте изучают студенты практически на всех факультетах.

Однако существуют и определенные проблемы развития маркетинга в России. Одними из главных объективных препятствий на пути становления маркетинга в нашей стране с приходом рыночной экономики стали монополизм в промышленности, острый дефицит товаров. Все это способствовало ограниченности выбора не только для покупателей, но и для производителей товаров и услуг. В данных условиях потенциал маркетинга, разумеется, не мог быть реализован полностью. Из субъективных причин, которые тормозили и тормозят развитие маркетинга в России в настоящее время, можно назвать весьма распространенные в нашей стране и обществе антимаркетинговые стереотипы. Стереотипно мыслили и продолжают мыслить не только некоторые граждане, но и хозяйствующие субъекты, которые неоправданно упрощают значение маркетинга, как, впрочем, и роль маркетолога на предприятии.

Маркетинг – не ремесло, а философия бизнеса, или «Ты помнишь, как все начиналось, все было впервые и вновь»

Тем не менее неоспорим тот факт, что благодаря применению маркетинга на предприятии можно создать такой климат, который не только располагает клиентов иметь дело с вашей компанией, но и помогает возвращать клиента, позволяет делать продажи проще и увеличивать их объемы. А эти составляющие в работе – важная часть долгосрочного успеха компании.

В заключение хочется отметить тот факт, что принимавшие участие в этой исследовательской работе студенты 4-го курса экономического факультета смогли глубже понять не только особенности развития маркетинга, но и его роль и необходимость для каждого предприятия, работающего сегодня в рыночных условиях.

Заведующая кафедрой маркетинга И.С. Ключевская

16.11.2012
Просмотров: 2353

Возврат к списку

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
08 ИЮНЯ В 14:00

Приходи познакомиться с институтом в формате оффлайн

Регистрация

Первый Московский Фестиваль рекламы
для школьников «NewSparks»

Прием конкурсных работ до 07 мая 2024 года

Подробнее