Наши новости
подписатьсяНаши новости
подписатьсяНе секрет, что мы зачастую ведем себя согласно определенным социальным ролям. Студент, друг, сын или дочь – всё это нам хорошо знакомо и привычно. Однако существуют модели поведения, которые оказывают серьезное негативное влияние на нашу жизнь. Именно об этом школьники узнали на новом занятии в Школе психологии ИГУМО.
Спикер – кандидат психологических наук, доцент Юлия Львовна Сорокина – рассказала участникам о треугольнике Карпмана.
Суть этой модели заключается в том, что каждая вершина треугольника олицетворяет определенную роль, которую выбирает человек. Всего их выделяют три: Жертва, Преследователь и Спасатель.
Если совсем просто, то это такая игра, ярко отражающая реальность. Преследователь, как правило, терроризирует окружающих, Жертва находит удовлетворение в перекладывании ответственности за свои неудачи, а вот Спасатель видит свое предназначение в том, чтобы выручать всех и каждого из сложных ситуаций. И такое положение дел может существовать не один год, полностью устраивая одну из сторон.
Казалось бы, что плохого в каждой из ролей, если она нравится человеку? Ведь время от времени мы сами становимся то Жертвой, то Преследователем или Спасателем. Некоторые легко возвращаются к своей обычной модели поведения. Но случается и с точностью наоборот.
К сожалению, многие люди замыкают свои жизни на треугольнике Карпмана. И они рады бы были выйти, да не знают как. А другие могут прожить всю жизнь, даже не осознавая, что они «игроки».
После увлекательной теоретической части школьники начали на практике воплощать модели треугольника Карпмана. Юлия Львовна разделила ребят на три команды и попросила каждую из них нарисовать одну из ролей. Воплощением Жертвы стал хаос – состояние, которое влечет за собой беспомощность и регрессию. Преследователя школьники изобразили очень детально, уделив особое внимание выражению его лица. Спасателя нарисовали в двух вариантах: первая картинка получилась схематичной, яркой и гротескной, на второй же был грустный человек, который переживает, что не может кому-то помочь.
Вместе с Юлией Львовной школьники детально разобрали получившиеся рисунки и обсудили, какие же существуют механизмы выхода из этих ролей в позицию Взрослого.
Как и всегда, встреча не оставила никого равнодушным. Участники проявляли активность и заинтересованность. Каждому дали возможность высказаться, вкладывая в ответ свой жизненный опыт и знания. А если вы тоже интересуетесь психологией и хотите узнать больше, то не пропустите следующее занятие в нашей Школе психологии.
Юлия Голованова, студентка 4-го курса факультета журналистики
19.10.2018