вернуться

Спасибо, Дзига Вертов

Спасибо, Дзига Вертов

Наши новости

подписаться

Наши соцсети

Наши новости

подписаться

Наши соцсети

Спасибо, Дзига Вертов 1

В рамках проекта «Шедевры мирового театра и кино» мы продолжаем знакомить студентов факультета театрального искусства ИГУМО с классикой кинематографа. На этот раз речь пошла об уникальном явлении в искусстве кино, ставшем эталоном для всего мира, – советской школе монтажа. Мы привыкли, что монтаж – это неотъемлемая часть фильма, без которой обойтись невозможно. Но если посмотреть, с чего все начиналось, то мы поймем: монтаж – это особое средство восприятия, своего рода «глаз» кинематографа.

Гений советского кинематографа Дзига Вертов (Давид А́белевич Ка́уфман) стал одним из основателей российского документального кино. Он открыл множество приемов в технике, монтаже, операторской работе, которыми активно пользуются во всем мире по сей день. Подлинным шедевром творчества Вертова, конечно, является его знаменитый фильм «Человек с киноаппаратом».

Спасибо, Дзига Вертов 2

Этот фильм, снятый в 1929 г., вызвал бурную реакцию студентов факультета театрального искусства ИГУМО, завязалась дискуссия. Вопросов действительно возникает много. Насколько точно Вертову удалось передать образ своей эпохи? Или его «киноглаз» все-таки был отуманен идеологией соцреализма? Что за странные, порой сюрреалистичные образы появляются в этом фильме? Есть ли здесь четкий сюжет или это лишь поток сознания, сама жизнь, которой «оператор» дышит и никак не может надышаться?

Американский киновед Джим Хоберман назвал эту симфонию большого города аналогом знаменитого романа Джеймса Джойса «Улисс», в котором герой странствует, подобно Одиссею. Только у героя древнегреческого мифа путешествие заняло 10 лет, прежде чем он прибыл к родным берегам, а Леопольд Блум блуждает один день по своему городу, чтобы в конце дня обрести сына и самого себя.

Так же и в фильме Вертова: сложный, многослойный и ассоциативный сценарий построен на идее целостного восприятия, наблюдения за единым, непрерывным ходом жизни, истории, омывающей наблюдателя, подобно гигантской живой реке. Здесь все взаимосвязано, «все просвечивает во всем»: утренний туалет возлюбленной оператора и пробуждение большого города; вечная человеческая жизнь и механизированные, машинные ритмы, ритмы будущего; беззаботность лета хорошенькой женщины и безжалостная оборотная сторона жизни – зима старого человека; рождение и смерть.

Новаторское, авангардное кино оказалось востребованным лишь в первое послереволюционное десятилетие. Можно даже сказать, что Дзига Вертов успел «проскочить» на экраны буквально в последний момент, перед самым «занавесом». Во время культурного переворота в 1930-е годы цензура уже не допускала подобных вторжений молодого киноискусства, не вписывавшихся, а иногда и противоречивших идеям соцреализма. Требовалось воспевать новую жизнь новой счастливой страны, а не выстраивать цепь сложных ассоциаций и символов.

Многие западные режиссеры, в том числе Жан-Люк Годар, переосмыслили, вновь вернули к жизни идеи Вертова.

Студентам факультета театрального искусства ИГУМО и всем, кто сегодня открывает для себя многогранный советский кинематограф, нужно научиться видеть жизнь и искусство во множестве преломлений, проводить параллели, узнавать широкий историко-социальный контекст непростого времени, в которое эти шедевры создавались. И, конечно, уметь прислушиваться к тихому (и не очень) шороху жизни, калейдоскопу времени, пролетающему за окнами сегодня, познавать эпоху наших дней.

М.П. Седова, старший преподаватель факультета театрального искусства ИГУМО

23.05.2014
Просмотров: 2301

Возврат к списку

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
08 ИЮНЯ В 14:00

Приходи познакомиться с институтом в формате оффлайн

Регистрация

Первый Московский Фестиваль рекламы
для школьников «NewSparks»

Прием конкурсных работ до 07 мая 2024 года

Подробнее