вернуться

Призрачная соната

Призрачная соната

Наши новости

подписаться

Наши соцсети

Наши новости

подписаться

Наши соцсети

Призрачная-соната1.jpg

6 ноября 2014 г. в рамках проекта «Шедевры мирового театра и кино» состоялась очередная встреча, на этот раз посвященная знаменитому фильму-саге «Фанни и Александр» одного из величайших режиссеров в истории кино Ингмара Бергмана.

Для западного кинематографа фигура Бергмана является ключевой, и вместе с тем, как личность любого гения, она не укладывается ни в какие рамки и правила. Философ, художник, писатель, режиссер театра, он во всех своих ипостасях остается человеком мыслящим, рефлексирующим, страдающим, бесконечно терзающимся поисками истины, ищущим ответы на вечные вопросы. Когда-то один из любимых писателей Бергмана Федор Михайлович Достоевский сказал: «Он из тех, которым не надобно миллионов, а надобно мысль разрешить». Эти слова как нельзя лучше характеризуют самого режиссера.

Призрачная-соната2.jpg

Бергман вместе со своими героями бесконечно ищет истину, проходит с ними через разные ступени развития – от детства до глубокой старости, прекрасно понимая, что у невинного ребенка и старика истина будет абсолютно разной, для каждого своей, но не перестанет от этого быть истиной. Весь смысл поиска для Бергмана состоит в том, чтобы никогда не прийти к окончательному ответу, не замкнуться на тезисе, не свести все к сухой догме – холодной, жесткой, равнодушной к человеку и его страданиям. Иногда герои Бергмана, борясь за свое право любить и быть счастливыми, доходят почти до богохульства, отвергая того Бога, который глух к человеку, который называет грехом проявления чрезмерной жизни. Для Бергмана жизнь, как и любовь, просто не может быть чрезмерной.

Призрачная-соната3.jpg

Режиссер часто вспоминает свое детство, обращается к далеким, но навсегда отпечатавшимся в его сердце образам для того, чтобы проиллюстрировать свою историю еще контрастней. Ведь когда, как не в детстве, мы точно знаем, что живем настоящей, подлинной жизнью, знаем, что такое Добро, а что Зло, точно понимаем, что делает нас самыми несчастными на свете, а что – самыми счастливыми. Мировосприятие детства – это радостное погружение в жизнь, ее абсолютное приятие со всем спектром эмоций и красок, умение видеть кромки бытия, проявляя чуткость к волшебству и магии.

Призрачная-соната4.jpg

Именно таким восприятием проникнуты фильмы Бергмана «Летняя интерлюдия» и «Фанни и Александр». В них мы ощущаем, как коротко лето, особенно в Швеции. И вслед за этим беззаботным, радостным временем юности приходит бремя уже взрослых проблем: отчаяние, горечь, познание первых грехов. Этот переход от детства к юности, а от юности к неумолимо настигающей старости – один из самых болезненных, сакральных и катастрофических в жизни человека. На смену радостному приятию жизни приходит отравляющая мука старческих размышлений и сожалений. А если говорить о творческом человеке, художнике, то эти переживания, как и призраки прошлого, причиняют непереносимую боль.

Фильм «Фанни и Александр» начинается празднованием Рождества и завершается двойными крестинами и праздником Пасхи, а между этими радостными событиями лежит судьба человека – мальчика Александра, его катастрофически быстрого взросления, его прямого столкновения со Злом и посвящения во Грех.

С самого начала фильма в Александре проглядывается невероятной силы личность – творческая, необузданная, цельная, сильная, способная держать удар и противостоять обрушившемуся на него и его семью злу. Нельзя не почувствовать здесь глубинную связь с автором, с самим Бергманом, который никогда не скрывал, что наделил Александра, как и других героев, своими чертами, населив фильм образами из своего детства.

Призрачная-соната5.jpg

«С самого начала видно, что я приземлился в мире моего детства. Тут и университетский городок, и бабушкин дом со старой кухаркой, тут и живший во дворе еврей, и школа. Я приехал и пускаюсь бродить по окрестностям. Детство, конечно же, всегда было моим придворным поставщиком, но раньше мне и в голову не приходило разузнать, откуда идут поставки», – пишет Бергман в своей автобиографической книге-эссе «Картины».

Эта пятичасовая (в полной, телевизионной версии) сага вбирает в себя все основные темы творчества Бергмана: бунт против Бога (который подчас сближает героев, да и самого Бергмана, с Иваном Карамазовым), но в то же время – бесконечный Его поиск; ощущение сиротства в мире без отца, а в церкви – без Бога; человек, создающий маски и кукол, неотличимых от людей, и человек, который сам становится марионеткой в руках высших сил; два типа любви: любовь как абсолютная свобода, максимальное приближение к Божественному и любовь – мучительное взаимоистязание, вечная пытка, война двух миров.

Жизнь Александра в доме его детства наполнена Эросом, он всюду видит проявления любви, свободной, веселой. Никто кроме дяди Карла и его жены-немки не мучает друг друга, не изводит, никто никому не врет. Идеальное детство, почти врата Эдемские!

В конце фильма Александр как бы перерождается для новой жизни повзрослевшего человека, которому суждено теперь до конца жизни нести бремя Мысли, идти бок о бок с призраками, лишающими покоя.

«Я теперь навсегда буду с тобой», – говорит герою призрак Епископа – олицетворение Зла в фильме. В то же время этот образ отражает мучительное желание самого Бергмана еще раз вопреки смерти, навсегда разделившей их, выяснить отношения с собственным отцом, протестантским пастором; это фантастическая и горькая попытка понять и простить друг друга, ответить на вопросы, неразрешимые при жизни.

Мертвые живут в каждом из нас, но лишь в сознании художника они являются абсолютной реальностью, продолжают любить, оберегать, спорить, угрожать, лишать покоя, мучительными вспышками боли напоминая своим близким, что те еще живы.

Финал фильма «Фанни и Александр» одновременно и страшный, и вселяющий в зрителей надежду. Надежду на то, что маленький Александр будет настоящим неравнодушным человеком, которому не наплевать на боль других, который каждое событие в мире – сначала в маленьком мирке отчего дома-театра, потом в другом, необъятном, вселенском мире – будет воспринимать как личный опыт, болезненно отзываясь на любую несправедливость. Это единственное, что нам, ныне живущим, остается. Для Бергмана в одном этом и заключается подлинная жизнь.

Встреча с творчеством великого художника, знакомство с его мировоззрением не только приоткрыло студентам факультета театрального искусства ИГУМО тайны профессионального мастерства, но и, безусловно, помогло им в осознании собственного места в нашем непростом, полном противоречий мире.

Следующая встреча из цикла «Шедевры мирового театра и кино» будет посвящена традициям комедии дель’Артэ.

Старший преподаватель кафедры истории и теории искусства М.П. Седова, декан факультета театрального искусства профессор И.Ф. Фархатова

22.11.2014
Просмотров: 1782

Возврат к списку

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
08 ИЮНЯ В 14:00

Приходи познакомиться с институтом в формате оффлайн

Регистрация

Первый Московский Фестиваль рекламы
для школьников «NewSparks»

Прием конкурсных работ до 07 мая 2024 года

Подробнее