вернуться

Присоединяйтесь!

Присоединяйтесь!

Наши новости

подписаться

Наши соцсети

Наши новости

подписаться

Наши соцсети

Шедевры-мирового-театра-и-кино1.jpg24 сентября 2014 года, в рамках проекта «Шедевры мирового театра и кино», на факультете театрального искусства ИГУМО состоялась первая в новом учебном году встреча, продолжившая знакомство наших студентов с классиками мирового кинематографа.

В этот раз речь зашла о знаменитом фильме Жана Ренуара «Великая иллюзия». Мы посчитали важным еще раз поднять тему Первой Мировой Войны, и не только в связи со 100-летием со дня ее начала, но еще и потому, что эта, во многом забытая у нас война коренным образом изменила моральные и эстетические представления человека об окружающем его мире.

Шедевры-мирового-театра-и-кино2.jpg

Знакомство с Жаном Ренуаром у многих из нас начинается гораздо раньше, чем мы обращаем свой взгляд непосредственно на его творчество. В первую очередь, мы вспоминаем розовощекого мальчика с золотыми кудрями до плеч, обретшего бессмертие на полотнах своего знаменитого отца - великого художника-импрессиониста Пьера-Огюста Ренуара.

Шедевры-мирового-театра-и-кино3.jpg

Жан Ренуар родился в Париже и получил образование в престижном колледже, который он невзлюбил и называл своей «элегантной тюрьмой». Позже этот ироничный, чуть-чуть насмешливый, но при этом глубокий и вдумчивый взгляд на вещи станет визитной карточкой режиссера Ренуара.

Шедевры-мирового-театра-и-кино4.jpg

Во время Первой мировой войны Ренуар идет на фронт, служит в кавалерии, но после ранения в ногу продолжает службу уже в войсках авиации. В 1919 году он женится на прелестной молоденькой девушке, натурщице своего отца Катрин Хеслинг. Она и станет его Музой, главной актрисой и верной спутницей на протяжении всей жизни.

Шедевры-мирового-театра-и-кино5.jpg

На деньги отца Ренуар основывает собственную кинокомпанию и начинает снимать свои первые фильмы. Его влекут старинные легенды, сказки, все фантастическое, и это полностью «ложится» на сценический образ и стиль игры его жены. Примером этого творческого союза может служить «Дочь воды» (1925), фильм, похожий на сновидение с живописными пейзажами, словно сошедшими с картин импрессионистов.

Другой знаменитый авангардистский фильм режиссера - «Маленькая продавщица спичек» (1928) по сказке Ганса Христиана Андерсена, снят на чердаке знаменитого парижского театра «Старая голубятня». В нем Ренуар создает тонкий, насыщенный экспрессией мир фантазий и грез главной героини.

Шедевры-мирового-театра-и-кино6.jpg

С приходом в кино звука наступает новый период в творчестве Ренуара. К тому времени он уже общепризнанный мастер кинематографа, эстет, создающий на экране особую, поэтическую реальность. Звук открывает ему возможности для новых экспериментов. Чего только стоит его экранизация водевиля «Ребенку дают слабительное» (1931)! Режиссер записал подлинные звуки спускаемой в унитаз воды, что еще недавно было немыслимо!

И все же одной из самых значительных лент французского довоенного кино была и остается «Великая иллюзия» (1937), негласно признанная лучшим пацифистским фильмом всех времен и народов. Фильм был отмечен премией на Венецианском фестивале, говорят, он понравился даже самому Муссолини.

Неудивительно, однако, что очень скоро картина была запрещена к показу Геббельсом в Третьем рейхе и в Италии, а затем и в оккупированной Франции. Фашистская Германия сразу же назвала этот фильм «кинематографическим врагом №1».

Что же заставило Ренуара накануне новой, самой ужасающей войны в истории человечества обратиться вдруг к воспоминаниям своей юности?

Первая Мировая Война начиналась как традиционная война. Но империалистические войны уже ведутся, и они отличаются от прежних, классических – уже применяются проволочные заграждения и пулеметы, появляются первые концентрационные лагеря.

Существенным образом изменился и сам характер войны. В ее начале еще живы традиции милосердия, уважительного отношения к противнику. Во второй половине, когда возрастает роль стрелкового и артиллерийского оружия, появляется возможность убивать сотни людей, не видя их страданий, а потому ничего не ощущая при этом. Сама ценность человеческой жизни падает, а взаимное озлобление достигает апогея.

Во Второй Мировой Войне от традиции уважения противников друг к другу уже не остается ничего.

Кроме того, получают развитие массовые армии. Откуда же здесь взяться такому количеству потомственных офицеров, военной элите, с их представлениями о долге и чести?

На мировую арену приходят массы. Они агрессивно требуют участия в политической жизни, желая своими руками кроить историю. Именно эти процессы и подготовили приход к власти немецкой национал-социалистической партии…

Первая встреча в рамках проекта «Шедевры мирового театра и кино» позволила студентам и гостям факультета театрального искусства ИГУМО познакомиться с творчеством великого Ренуара и его киношедевром. Следующая встреча будет посвящена разговору об идейном содержании фильма, анализу его глубокой символики и, конечно, поиску ответа на вопрос о том, почему фильм, снятый почти 80 лет назад как нельзя более актуален сегодня. Студенты ИГУМО, присоединяйтесь!

Декан факультета театрального искусства

профессор Фархатова И.Ф.,

старший преподаватель кафедры

истории и теории искусства Седова М.П.

26.09.2014
Просмотров: 1336

Возврат к списку

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
08 ИЮНЯ В 14:00

Приходи познакомиться с институтом в формате оффлайн

Регистрация

Первый Московский Фестиваль рекламы
для школьников «NewSparks»

Прием конкурсных работ до 07 мая 2024 года

Подробнее