А вы любите сказки?
Наши новости
подписатьсяНаши новости
подписатьсяДжон Рональд Руэл Толкин когда-то сказал, что сказки лишь ошибочно приписывают к детской литературе, точно так же, как причудливую старинную мебель, не зная, как с ней поступить, обычно помещают в детскую комнату.
Между тем, в сказках, как и в мифах, заложено самосознание народа; устоявшиеся в веках архетипы обращаются к нам через этот удивительный закодированный язык, полный тайн и символов. Сказки — это то, из чего ребенок впервые узнает об окружающем его мире, о его свойствах, и через них же он постигает иные культуры, отличные от той, в которой он вырос. И многие вещи, не лежащие на поверхности, а иногда и вытесняемые (прогрессом, цивилизацией, рационализмом человека Нового Времени) на периферию сознания в сказках выходят на первый план.
Вот почему творцы во все времена - писатели, художники, поэты - постоянно обращались к этому несерьезному, на первый взгляд, жанру.
Сказка — это в первую очередь форма литературного творчества, самовыражения автора. Известен целый ряд самых разных видов сказок: философские, иронические, эротические, мифологические, литературно-стилизованные, авторские сказки, лубочные сказки, страшилки, комиксы, фэнтези….
Довольно рано сказка была осознана как мощное средство политической пропаганды, и, одновременно, как возможность в иносказательной форме выразить самые сокровенные мысли, о которых запрещено говорить вслух, заявить о своей позиции, не боясь попасть под давление цензуры. Статус безобидной детской литературы давал безграничные возможности самовыражения многим нашим авторам и во второй половине 20 века.
Евгений Львович Шварц писал, что «сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь». Сознательно создавая свои пьесы в жанре сказки, Шварц помещает своих персонажей в мир несовершенный, абсурдный, дает им свободу выбора и заставляет решать совсем не детские вопросы. Человек 20 века алогичен, смятен, он ничего не знает об этом огромном враждебном мире, окружающем его. Пройдя через испытания, он вновь возвращается в сознание первобытного человека, ощущающего себя песчинкой перед величием и ужасом стихий, потрясающих его мир. Поэтому уже никого не удивляет возвращение на Землю драконов и волшебников, людоедов и принцесс. Они среди нас, и никогда не переставали здесь быть ...
Сказки Шварца как никогда актуальны и по сей день. Именно поэтому в рамках учебно-образовательного проекта «Шедевры мирового театра и кино» на факультете театрального искусства ИГУМО состоялся дискуссионно-аналитический семинар, посвященный осмыслению жанра литературной сказки, его роли в культуре вообще и сказок Евгения Шварца в частности. Центром мероприятия стал просмотр фильма-сказки «Тень» (1971) режиссера Надежды Кошеверовой. К сожалению, несмотря на блистательный актерский состав (в фильме играют Олег Даль, Анастасия Вертинская, Владимир Этуш, Андрей Миронов, Людмила Гурченко и многие другие) этот фильм сейчас немного подзабыт. Студенты с интересом познакомились с этой яркой киноработой, многое открыли в ней для себя, активно участвовали в дискуссии, анализировали, разгадывали метафоры великого драматурга, которые только на первый взгляд кажутся простыми.
Так, через сказочную историю, мы вновь вернулись к вечным вопросам, от которых культуре не уйти никогда — о любви и страхе, художнике и его свободе, о личном выборе каждого человека перед лицом тотального Зла, об индивидуальности, о сохранении себя, своего Я в мире, где на деле все призвано его уничтожить. В наш век культуры массового потребления эта последняя тема актуальна как никогда. Мы очень верим, что наши студенты, не поддавшись на соблазны «искусственного рая», всегда смогут найти свою дорогу к подлинному искусству и беззаветному творчеству.
М.П. Седова, старший преподаватель
кафедры истории и теории искусства ИГУМО
06.05.2014Просмотров: 1150