вернуться

Не школой единой

С завидной регулярностью на первые полосы выбиваются материалы, где страшные − по-настоящему страшные − вещи искусно препарируются, констатируются голые факты... Эти материалы – новости о насилии в школьной среде.

Прежде чем говорить о таком непростом явлении как жестокость среди школьников, стоит уточнить пару моментов. Например, надо помнить, что школьники − это не только агрессивные, переживающие гормональный взрыв подростки, но и ученики начальных классов. Надо понимать, что жестокость − это не только страшные заголовки о том, как одноклассники нанесли ребёнку тяжелые травмы, изнасиловали или убили. Жестокость − это ещё и методичный, каждодневный буллинг, постепенно растаптывающий и убивающий истинное начало в личности и не касающийся никого физически; это унижения и незаметное на первый взгляд презрение, царящее в коллективе. И только учитывая всё это, стоит начинать разговор. 

Представьте, что ваша одежда разорвана. Представьте, что ваши любимые вещи вдруг оказываются уничтоженными самым неприглядным способом, со смехом, улыбками и массовым одобрением.  Представьте, что на вашем предплечье красуется рана от укуса и багрово-синий, огромный синяк, или что незаметные на первый взгляд следы ударов и царапины покрывают ваше тело под одеждой. Представьте, или просто попытайтесь сделать это, что ваши очки разбиты и вы сами дезориентированы, испуганы и оскорблены − а ещё, ко всему прочему, ваши учебники и тетради смяты и засунуты в унитаз в школьном туалете. Представьте, что вас самих макают туда головой, и вы унизительно захлёбываетесь, размахиваете руками в животном страхе и кричите. И, в конце концов, представьте, что вас никто не трогает и пальцем, но, проходя каждый раз мимо класса, вы сжимаетесь в обнаженный комок из мяса и нервов, чувствуя боль за каждый взгляд. Если у вас получилось представить что-то из этого, то вы ощутили одну сотую часть того ужаса, который каждый день испытывает огромное количество школьников не только в России − во всём мире. 

Причин возникновения жестокости у среднестатистического ребёнка множество – их наверняка больше, чем детей во всём мире. Многих ломает насилие в семье, многих – отсутствие или избыток родительского внимания. Чаще всего дети причиняют боль другим с рамках самозащиты: если ты укусишь первым, никто не укусит тебя. Многие испытывают вполне рациональное чувство страха, когда видят унижения другого: они делают то же, что и все, исключительно чтобы не выбиваться из толпы и самим не стать жертвой. Такое пассивное насилие – феномен, существующий практически в любом коллективе, вне зависимости от возраста.

Несмотря на то, что современная психология утверждает обратное, общество все еще возлагает ответственность за детскую жестокость на взрослых в школе. Каким бы по счету домом школа не была в жизни ребенка, она выполняет всего лишь одну из ролей в формировании его психики. Ей предшествует детский сад и ясли, родительская и родственная опека, встречи с незнакомыми людьми, потрясения, независимые ни от кого, и просто огромная жизнь маленького человека от 0 до 7 лет. Школа лишь вносит свой вклад − не больший и не меньший, чем другие. 

Невозможно уничтожить такое человеческое качество как жестокость просто потому, что нападение является базовым природным инстинктом, и чаще всего оно используется в качестве личной защиты. Но можно нивелировать его проявление, пусть только и в детской среде, можно свести до минимума неконтролируемые вспышки жестокости благодаря правильно настроенному социуму, можно научить детей балансу между ролью жертвы и ролью мучителя. Ответственность на этом лежит на всем социуме – на всех людях, с которыми дети контактируют, разговаривают и с которыми растут.

Алина Мельникова
Команда: «ИГУМОиИТ» 31.03.2018
Просмотров: 1091

Возврат к списку

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
18 ФЕВРАЛЯ В 12:00

Приходи познакомиться с институтом в формате оффлайн

Регистрация

II Московский молодежный
фестиваль фотографии

Прием конкурсных работ
deadline 01.04.2023

Подробнее