вернуться

А самолёты летают в космос?

− Деда, а дед! Посмотри на небо – след от ракеты, а вот и она сама!

Наверное, в детстве каждый из нас замечая в небе след от самолёта, думал, что это взлетает настоящая космическая ракета.

− Нет, Серёжа, это конденсационный след от самолёта.

− Конедаса…чего?                                              

− Конденсационный. Так называется видимый след, который возникает в небе за самолётом.

− А этот самолёт летит в космос, да?

− Нет, конечно, мой любопытный друг. Самолёты в космос не летают.

− Вот бедняги. Как им скучно, наверное. А что, совсем-совсем не летают?

− Ну, знаешь, были случаи. Но те аппараты, конечно, нельзя назвать самолётами, они были только внешне похожи на них. Один из таких назвали «Буран» − гордость советской инженерной мысли! Космический корабль, который значительно опередил своё время. Представь, что при посадке он уклонился он заданной точки всего на три метра, а главное – им управлял не пилот, а бортовой компьютер.

− Компьютер?! Не смеши, деда, какие компьютеры в ваше-то время? Ну-ка расскажи мне о нём, чтоб было чем похвастаться среди ребят!

− Хорошо, рядовой Сергей. Начинаю свой рассказ. Пристегнуть ремни безопасности, взять мороженое обеими руками, чтобы не вылетело при перегрузках, и навострить ушки, а что непонятно − уточнять!

− Так точно!

− В школе на уроках истории тебе ещё расскажут о Холодной войне. Но, чтобы понять мотивацию обеих стран, которые будут фигурировать в моём рассказе, ты должен знать: как Советский Союз, так и США действовали в своих интересах. На тот момент, в 70−80-е годы они были сверхдержавами, поэтому для каждой было непозволительно уступать своему сопернику в чём-либо. Новой платформой для конкуренции стал космос. В 61-ом году мы смогли их обогнать, и ты уже слышал про первый космический, пилотируемый полёт Юрия Гагарина. Спустя 8 лет американцы ответили нам, первыми высадившись на поверхности Луны. А в ноябре 1981 года они запустили первый многоразовый транспортный космический корабль, который назывался Space Shuttle.

− О, я о них слышал, они похожи на самолётики.

− Ты прав: посадка у шаттлов проходит как у обычных самолётов, но вот запускаются они вертикально. Это были первые космические аппараты, которые смогли использоваться несколько раз. Естественно, Советский Союз не мог остаться в стороне. Признаться, ещё до запуска первого шаттла в СССР шли разработки первых многоразовых космических кораблей. Таким виртуозным с инженерной точки зрения и очень перспективным проектом была «Спираль», которая и стала предтечей «Бурану». И, несмотря на то, что главной задачей шаттлов на первых порах была транспортировка элементов противоракетной защиты, после их первого запуска над нами нависла потенциальная угроза: многие эксперты и ученые уже предсказывали возможность ракетных ударов из космоса, а также похищения советских спутников, ведь американские челноки были оборудованы весьма объёмными грузовыми отделами.

 − Эээ... Это как в «Звёздных войнах»?

− В каком-то смысле да. Предположения были из области фантастики, но Советам, чтобы сохранить репутацию сверхдержавы, следовало немедленно ответить. Следовательно, ни денег, ни человеческих средств не жалели: над созданием «Бурана» работали 1200 предприятий страны. В результате было получено больше 250 новых технологий, а на реализацию программы в общей сложности потратили 14 миллиардов рублей.

− Дед, как много цифр, которые мне ничего не говорят.

− Ах да, извини, внучок. Я немного забылся. Просто пойми, что этот космический проект стал невероятно затратным во всех смыслах. И спустя 7 лет после запуска космического челнока Советский Союз смог ответить.

− Полетеееели!

− Да, полетели. Но, к сожалению, только один раз. 15 ноября 1988 года с космодрома Байконур был запущен наш «Буран», который спустя 205 минут автоматически, без контроля с Земли, смог совершить посадку на том же месте, откуда и взлетел.

− Вау, и ни одного космонавта на борту, который бы управлял посадкой?

− Ни одного. Советы не хотели рисковать жизнями космонавтов, особенно после трагической гибели всего экипажа американского шаттла «Челленджер», который 28 января 1986 года потерпел крушение.

− Получается, «Буран» был копией шаттла? И почему всего один раз его запустили!?

− Внешне возможно, но «Буран» имел ряд преимуществ. Он превосходил своего американского брата в мощности, обладал сразу двумя системами спасения: катапультные кресла пилотов и возможность отделения космоплана от носителя на взлете. И самое главное – это беспилотный режим управления и высокая точность при посадке. Но, к большому сожалению, спустя пару лет СССР развалился. В те трудные годы было уже не до «Бурана». А после и вовсе о проекте решили забыть, возможно, и потому что одноразовые космические полёты стоили намного дешевле.

− Как грустно, деда. И получается, что всё это напрасно?

− Почему же? «Буран» лишь опередил своё время, а значит нужно подождать и, возможно, уже ты станешь свидетелем возрождения этого грандиозного проекта.

− Деда, а пошли сегодня в музей космонавтики, только забежим сначала в магазин ещё за одним мороженым...

 Сухроб Шарипов

05.02.2018
Просмотров: 1036

Возврат к списку

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
18 ФЕВРАЛЯ В 12:00

Приходи познакомиться с институтом в формате оффлайн

Регистрация

II Московский молодежный
фестиваль фотографии

Прием конкурсных работ
deadline 01.04.2023

Подробнее