вернуться

Учебный офис ИГУМО. Как Вы относитесь к иерархии?

Наши новости

подписаться

Наши соцсети

Учебный офис ИГУМО. Как Вы относитесь к иерархии?

У большинства людей этот термин вызывает не самые позитивные мысли, поскольку ассоциируется с иерархией властей всех уровней, преступных группировок и т.д.

Между тем человек, который сталкивается с необходимостью принятия решения с учетом влияния на результат сложной системы взаимозависимых факторов и критериев, не подчиняется линейной логике, а объединяет критерии и факторы в группы с различной важностью. Делает он это интуитивно.

Данную структуру взаимосвязанных факторов и критериев можно назвать иерархией.

При таком подходе не будет потеряна возможность компромиссов между критериями и факторами, лежащими в разных цепях логического мышления.

Учебный офис ИГУМО. Как Вы относитесь к иерархии?

Впервые на эту особенность естественного хода человеческого мышления обратил внимание известный американский специалист в области математических методов исследования операций Томас Саати. Он автор метода анализа иерархий, который часто используется при решении задач многокритериального выбора решений. Спектр задач, решаемых этим методом, простирается от разрешения конфликтов и стратегического планирования до подбора кадров и бытовых задач выбора (товаров, услуг и др.).

Вот пример типичной задачи, которую приходится решать многим молодым людям и их родителям при выборе вуза. Социологические исследования показывают, что чаще всего при выборе «своего» института абитуриенты обращают внимание на следующие факторы:

  • наличие в институте преподавателей с практическим опытом;
  • организационно-правовую форму института;
  • территориальное расположение вуза;
  • репутацию института;
  • наличие подходящих форм обучения;
  • набор специальностей;
  • возможность углубленного изучения иностранного языка;
  • небольшое количество студентов в группе;
  • активность внеучебной деятельности;
  • стоимость обучения в институте.

Обычно все критерии сравнивают между собой, оценивают их значимость и находят интегральную оценку для каждой альтернативы (вуза).

Учебный офис ИГУМО. Как Вы относитесь к иерархии?

Более естественным при этом представляется предварительный анализ критериев качества на предмет возможного их объединения в однотипные группы (кластеры) и разделения этих групп по уровням важности. В итоге получается иерархическая структура, в которой легче проводить сравнение, поскольку критерии разнесены как по уровням, так по однотипным группам. Можно предположить, что и оценки экспертов в этом случае будут точнее.

В данном процессе важна и возможность учета взаимной зависимости между группами критериев различных уровней. При этом критерии, сформулированные в виде идей, эмоций и чувств, легко встраиваются в иерархию.

С решением подобной задачи студенты экономического факультета и факультета управления ИГУМО были уже знакомы. Накануне на лекции проректора по учебной работе Института гуманитарного образования и информационных технологий, профессора кафедр менеджмента и математического моделирования, доктора технических наук, профессора Курбана Ахмедовича Магомедова они убедились, что для решения подобных задач не требуется сложных математических выкладок. Применение специальных программ лишь повышает точность и ускоряет процесс решения.

12 октября 2012 г. уже в Учебном офисе ИГУМО студентам 5-го курса факультета управления и экономического факультета была поставлена задача провести экспертный анализ управленческих решений с использованием метода анализа иерархий.

Учебный офис ИГУМО. Как Вы относитесь к иерархии?

Все варианты задач имели практическую направленность, к чему обязывали не только современные компетентностно-ориентированные государственные образовательные стандарты, но и статус Учебного офиса Института гуманитарного образования и информационных технологий.

Краткое содержание некоторых задач, решенных студентами 5-го курса факультета управления и экономического факультета ИГУМО на практическом занятии, таково:

  • выбрать организационно-правовую форму компании, специализирующейся на выпуске определенной номенклатуры товаров с определенным объемом с учетом различных факторов;
  • выбрать наилучшее обеспечение банковского кредита с учетом целого набора экономических, юридических и физических факторов;
    • обосновать выбор метода рефинансирования дебиторской задолженности с учетом рискованности, стоимости операции, наличия залога, краткосрочности операции, гарантии платежа;
    • оценить риск-рейтинг кредита с учетом характеристик бизнеса заемщика, его кредитной истории, наличия и характера судебных процессов, менеджмента и персонала компании, ее партнеров, отрасли компании, качества представленных документов.

При решении задач студентам Института гуманитарного образования и информационных технологий пригодились результаты, полученные на первом занятии, когда они осваивали один из эффективных методов шкалирования – метод парных сравнений. Более того, им пришлось не раз применить этот метод.

На каждом шаге проводилась также проверка результатов на согласованность, как кардинальную, так и транзитивную. Это значит, что если один объект, по мнению эксперта, лучше второго в 2 раза, а второй лучше третьего в 3 раза, то первый объект должен быть в 6 раз лучше третьего. Это не всегда соблюдается, поскольку эксперты в силу разных причин могут ошибиться.

Компьютерная программа, установленная в Учебном офисе Института гуманитарного образования и информационных технологий, значительно облегчила работу студентов экономического факультета и факультета управления ИГУМО как при формировании блок-схемы иерархии и проведении парных сравнений, так и при проверке на транзитивность.

Итак, поставленная задача студентами 5-го курса факультета управления и экономического факультета ИГУМО была успешно решена.

Впереди новые, еще более интересные задачи. Ждите наших сообщений из Учебного офиса ИГУМО!

Проректор по учебной работе, доктор технических наук, профессор К.А. Магомедов

19.10.2012
Просмотров: 759

Возврат к списку

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
20 АПРЕЛЯ В 14:00

Приходи познакомиться с институтом в формате оффлайн

Регистрация

II московский молодежный фестиваль
анимации и иллюстрации

Open Call
до 03 апреля 2023

Подробнее

Первый Московский Фестиваль рекламы
для школьников «NewSparks»

Прием конкурсных работ до 07 мая 2024 года

Подробнее