Наши новости
подписаться
У большинства людей этот термин вызывает не самые позитивные мысли, поскольку ассоциируется с иерархией властей всех уровней, преступных группировок и т.д.
Между тем человек, который сталкивается с необходимостью принятия решения с учетом влияния на результат сложной системы взаимозависимых факторов и критериев, не подчиняется линейной логике, а объединяет критерии и факторы в группы с различной важностью. Делает он это интуитивно.
Данную структуру взаимосвязанных факторов и критериев можно назвать иерархией.
При таком подходе не будет потеряна возможность компромиссов между критериями и факторами, лежащими в разных цепях логического мышления.
Впервые на эту особенность естественного хода человеческого мышления обратил внимание известный американский специалист в области математических методов исследования операций Томас Саати. Он автор метода анализа иерархий, который часто используется при решении задач многокритериального выбора решений. Спектр задач, решаемых этим методом, простирается от разрешения конфликтов и стратегического планирования до подбора кадров и бытовых задач выбора (товаров, услуг и др.).
Вот пример типичной задачи, которую приходится решать многим молодым людям и их родителям при выборе вуза. Социологические исследования показывают, что чаще всего при выборе «своего» института абитуриенты обращают внимание на следующие факторы:
-
наличие в институте преподавателей с практическим опытом;
-
организационно-правовую форму института;
-
территориальное расположение вуза;
-
репутацию института;
-
наличие подходящих форм обучения;
-
набор специальностей;
-
возможность углубленного изучения иностранного языка;
-
небольшое количество студентов в группе;
-
активность внеучебной деятельности;
-
стоимость обучения в институте.
Обычно все критерии сравнивают между собой, оценивают их значимость и находят интегральную оценку для каждой альтернативы (вуза).
Более естественным при этом представляется предварительный анализ критериев качества на предмет возможного их объединения в однотипные группы (кластеры) и разделения этих групп по уровням важности. В итоге получается иерархическая структура, в которой легче проводить сравнение, поскольку критерии разнесены как по уровням, так по однотипным группам. Можно предположить, что и оценки экспертов в этом случае будут точнее.
В данном процессе важна и возможность учета взаимной зависимости между группами критериев различных уровней. При этом критерии, сформулированные в виде идей, эмоций и чувств, легко встраиваются в иерархию.
С решением подобной задачи студенты экономического факультета и факультета управления ИГУМО были уже знакомы. Накануне на лекции проректора по учебной работе Института гуманитарного образования и информационных технологий, профессора кафедр менеджмента и математического моделирования, доктора технических наук, профессора Курбана Ахмедовича Магомедова они убедились, что для решения подобных задач не требуется сложных математических выкладок. Применение специальных программ лишь повышает точность и ускоряет процесс решения.
12 октября 2012 г. уже в Учебном офисе ИГУМО студентам 5-го курса факультета управления и экономического факультета была поставлена задача провести экспертный анализ управленческих решений с использованием метода анализа иерархий.
Все варианты задач имели практическую направленность, к чему обязывали не только современные компетентностно-ориентированные государственные образовательные стандарты, но и статус Учебного офиса Института гуманитарного образования и информационных технологий.
Краткое содержание некоторых задач, решенных студентами 5-го курса факультета управления и экономического факультета ИГУМО на практическом занятии, таково:
-
выбрать организационно-правовую форму компании, специализирующейся на выпуске определенной номенклатуры товаров с определенным объемом с учетом различных факторов;
-
выбрать наилучшее обеспечение банковского кредита с учетом целого набора экономических, юридических и физических факторов;
-
обосновать выбор метода рефинансирования дебиторской задолженности с учетом рискованности, стоимости операции, наличия залога, краткосрочности операции, гарантии платежа;
-
оценить риск-рейтинг кредита с учетом характеристик бизнеса заемщика, его кредитной истории, наличия и характера судебных процессов, менеджмента и персонала компании, ее партнеров, отрасли компании, качества представленных документов.
-
При решении задач студентам Института гуманитарного образования и информационных технологий пригодились результаты, полученные на первом занятии, когда они осваивали один из эффективных методов шкалирования – метод парных сравнений. Более того, им пришлось не раз применить этот метод.
На каждом шаге проводилась также проверка результатов на согласованность, как кардинальную, так и транзитивную. Это значит, что если один объект, по мнению эксперта, лучше второго в 2 раза, а второй лучше третьего в 3 раза, то первый объект должен быть в 6 раз лучше третьего. Это не всегда соблюдается, поскольку эксперты в силу разных причин могут ошибиться.
Компьютерная программа, установленная в Учебном офисе Института гуманитарного образования и информационных технологий, значительно облегчила работу студентов экономического факультета и факультета управления ИГУМО как при формировании блок-схемы иерархии и проведении парных сравнений, так и при проверке на транзитивность.
Итак, поставленная задача студентами 5-го курса факультета управления и экономического факультета ИГУМО была успешно решена.
Впереди новые, еще более интересные задачи. Ждите наших сообщений из Учебного офиса ИГУМО!
Проректор по учебной работе, доктор технических наук, профессор К.А. Магомедов
19.10.2012Просмотров: 759