вернуться

«ТОР-.., ТОР-..!» Первые шаги…

Наши новости

подписаться

Наши соцсети

Первые шаги…

Москва сегодня входит в десятку мировых держав по показателям экономической активности и только в 7–8-й десяток среди этих же городов по качеству социально-культурной среды и жизни в целом. Москва является общепризнанным мегаполисом мирового значения.

Студент факультета управления ИГУМО не назовет мегаполис каким-то там городищем.

Чем-то напоминает окрестности Москвы в древних хрониках, не правда ли?

Студент факультета управления обязательно вспомнит, что городищем называли остатки древнего укрепленного поселения с характерными признаками: валами, рвами, развалинами стен, наличием культурного слоя. Обычно городища возникали у оседлого населения. Размещались городища чаще всего на природных возвышенностях: речных мысах, вершинах холмов с отвесными склонами. Со стороны поля поселение обносили валами и рвами. Иногда кольцо укреплений было двойным или даже тройным. Укрепления возводили из дерева или камня.

В экономическом смысле понятие «город, городское поселение» – это населенный пункт, не связанный по преобладающему роду занятий жителей с сельским хозяйством.

При подразделении городов на небольшие, малые, средние, большие, крупные и т.д. обычно применяют критерий численности населения (величины города).

Поэтому верится, что наша Москва (с численностью населения около 12 млн человек) после реформаторских мероприятий современных чиновников не превратится в остатки древнего укрепленного поселения с неким культурным слоем, а будет продолжать развиваться как центр социально-культурных традиций, имеющий положительную деловую репутацию.

Но наша любимая столица в последнее время активно проявляет недружелюбие к жителям, пешеходам, а отсутствие общественной активности серьезно снижает шансы Москвы в гонке за мировой капитал и интеллектуальный потенциал. Из этого основного противоречия вытекают и все остальные проблемы современной Москвы: транспортная загруженность, снижение общего образовательного уровня, уровня здравоохранения, градостроительного уровня и т.д.

Почему так случилось после начала реформирования современной России с 90-х годов прошлого столетия? Этот вопрос чаще задает взрослое население Москвы.

Но мы попробуем с вами, дорогие мои студенты факультета управления ИГУМО, приблизиться к пониманию этой проблемы.

Первые шаги…

Изучение моделей муниципального управления, реализованных в зарубежных федеративных государствах, – это первые шаги будущего государственного гражданского служащего к способности участвовать в управлении мегаполисом.

Оно показывает, что на формирование муниципальной системы конкретного государства оказывают влияние его правовая система, государственное устройство и связанные с ним принципы территориального распределения властных полномочий, а также специфика исторического развития местного самоуправления и государства в целом.

Модель муниципального управления – это система горизонтальных и вертикальных связей между субъектами местного самоуправления. В настоящее время практически каждая страна имеет свою модель муниципального управления. Основными зарубежными моделями по праву считают англосаксонскую и континентальную модели.

Англосаксонская модель – современная зарубежная система местного управления, возникшая в Великобритании и действующая в настоящее время в Великобритании, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и других странах. Для нее характерны следующие черты: 1) децентрализация управления; 2) многоуровневость модели (существование двух, а иногда и трех уровней местного самоуправления); 3) высокая степень автономии различных уровней власти; 4) четкое определение компетенции органов каждого уровня; 5) выборность ряда должностных лиц местного самоуправления; 6) полномочия органов местного самоуправления определяются на основе позитивного принципа правового регулирования (принцип inter vires – «действовать в пределах своих полномочий»); принцип inter vires получил свое воплощение в правиле Дилона, это правило предоставления полномочий местным органам власти, по которому муниципальные органы вправе делать лишь то, что им прямо разрешил закон (разрешено лишь то, что прямо предписано); 7) отсутствие на местах контролирующих органов, представителей центральной власти; 8) осуществление косвенного контроля с помощью финансовых рычагов и через судебные органы; 9) муниципализация многих служб (например, передача служб из частного сектора в ведение муниципалитета) и т.п.

Континентальная модель – современная зарубежная модель, возникшая во Франции и действующая в настоящее время в континентальной Европе, во Франции, Африке, Латинской Америке, на Ближнем Востоке. Для данной модели характерны следующие основные черты: 1) высокая степень централизованного управления; 2) многоуровневость модели; 3) подчинение нижестоящего уровня власти вышестоящему уровню; 4) отсутствие четкого определения компетенции органов каждого уровня (бывает, что одни и те же вопросы в одних регионах решают выборные органы местной власти, а в других – представители государственной власти); 5) сочетание выборности и назначаемости местных органов власти; 6) принцип ultra veries ( «действовать с превышением полномочий»), воплотившийся в правиле негативного регулирования, это правило предоставления полномочий местным органам власти, согласно которому муниципальным органам разрешены все действия, прямо не запрещенные законом и не относящиеся к компетенции других органов (разрешено все то, что не запрещено); 7) сочетание государственного управления и местного самоуправления в пределах одних административно-территориальных единиц; 8) осуществление прямого контроля за деятельностью местных органов власти с помощью контролирующих органов; 9) муниципальная служба рассматривается как разновидность государственной службы.

Первые шаги…

Остальные зарубежные модели (немецкая, итальянская, японская и т.п.) рассматриваются как смешанные формы англосаксонской и континентальной моделей местного самоуправления, так как в них присутствуют признаки обеих систем и, кроме того, свои особенности.

Например, Германия является федеративным государством, поэтому структура государственного управления состоит из трех независимых уровней: федерального управления, земельного управления и коммунального управления. Каждый из уровней власти обладает собственным автономным кругом задач.

Коммунальное управление также подразделяется на три уровня: общинное, районное и надрайонное. Местное самоуправление означает выполнение местными органами в соответствии с законом под свою ответственность собственных и возложенных на них государственных задач. Общины являются главным субъектом коммунального управления.

Таким образом, местные органы власти выполняют функции и как институты самоуправления, и как государственные органы в рамках делегированных им полномочий.

В ряде стран Латинской Америки (Аргентине, Мексике, Колумбии, Бразилии) существует иберийская модель местного самоуправления. В странах с социалистическим строем (Кубе, КНР) сохранилась советская модель местного управления. В развивающихся странах (Индии, Малайзии, Кении) получило распространение прямое государственное управление на местах. В мусульманских странах система местного самоуправления основана на религиозном подходе.

Друзья! Возможно, прочитав этот материал, вы задумались над вопросом: по какому пути (модели) развивается город Москва – субъект Российской Федерации, один из мегаполисов мира?

Мегаполисы мира, в частности Москва, концентрируют в себе все больше интеллектуальных, производственных, финансовых и человеческих ресурсов, выступают центрами инноваций, формируют новые стандарты идеализированной «комфортной» жизни людей. Успех ждет те города, которые разработают успешную стратегию городского развития и обеспечат доступ к качественному образованию, здравоохранению и другим социальным услугам, будут последовательно решать градостроительные, транспортные, жилищные и экологические проблемы. Современные города часто конкурируют друг с другом, но в то же время по-прежнему у них есть готовность делиться своим опытом и перенимать лучшие идеи соседей.

В решении перечисленных проблем, к сожалению, придется со временем поучаствовать и вам, дорогие мои студенты факультета управления ИГУМО – будущие управленцы различных уровней и отраслей. От имеющихся у вас знаний, умений, навыков и опыта будет зависеть будущее красивейшего мирового мегаполиса современности – столицы РФ города Москвы!

А какими вы будете чиновниками? У современных детей в возрасте от 5 до 8 лет такое представление о чиновниках: король, который выписывает справки; коллекционер денег; человек в черном; богач.

А народ рисует смешные карикатуры на чиновников.

Декан факультета управления ИГУМО профессор Т.М. Князева

15.02.2013
Просмотров: 2475

Возврат к списку

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
20 АПРЕЛЯ В 14:00

Приходи познакомиться с институтом в формате оффлайн

Регистрация

III Московский молодежный
фестиваль фотографии

Прием конкурсных работ
deadline 03.04.2023

Подробнее

Первый Московский Фестиваль рекламы
для школьников «NewSparks»

Прием конкурсных работ до 07 мая 2024 года

Подробнее