вернуться

Сократика, или майевтика, в решении экономических задач

Наши новости

подписаться

Наши соцсети

Наши новости

подписаться

Наши соцсети

Сократика, или майевтика, в решении экономических задач

В комплексе специальностей, профессий, форм обучения в Институте гуманитарного образования и информационных технологий особое место занимает группа студентов, обучающихся по сокращенной программе. На специальности «Экономика и управление на предприятии» в составе такой группы учатся студенты, уже имеющие различные профессии, занимающие разные должности, но считающие самосовершенствование ключом к успеху. Объединяет их стремление овладеть современными методами и способами хозяйствования и управления.

Эффективными формами обучения такой категории студентов являются только практико-ориентированные виды занятий. Институт для решения подобных задач использует Учебный офис.

На практикуме, предложенном кафедрой экономики предприятия, студентам предстояло освоить методику аналитической оценки основных экономических показателей деятельности предприятия (на основе кейса материалов условного фирмы). Главная задача заключалась в разработке комплекса рекомендаций по развитию, совершенствованию, повышению эффективности деятельности рассматриваемого предприятия.

Сократика, или майевтика, в решении экономических задач

В экономической работе и управленческой деятельности эта константа является наиболее сложной, так как требует не только обширных знаний экономики, финансов, бухучета, маркетинга, менеджмента предприятия (здесь реализуется межпредметная связь), но и умений проявить творчество, смекалку и просто экономически грамотно мыслить!

Для облегчения «рождения идей» преподавателем ИГУМО – к.э.н., профессором В.Н. Егоровой было предложено использовать метод контрольных вопросов (МКВ), который в теории и практике анализа называют иногда сократикой – в честь великого мыслителя Античности Сократа, владевшего искусством находить истину, задавая наводящие вопросы. В других источниках этот метод называли майевтикой – по имени матери Сократа, повивальной бабки, определяя ее мастерство как искусство помочь людям родить истину (майевтика по-гречески – повивальное искусство).

Студенты ИГУМО по каждой практической ситуации, описываемой системой экономических показателей (ресурсов, объемов продаж, доходов, расходов, прибыли, рентабельности), формулировали по 3 вопроса, а их коллеги пытались на них ответить, решая, например:

  • каким образом фирма на конкурентном рынке (одежды) смогла увеличить объем продаж на 30% и сможет ли она в прогнозном периоде удержать этот тренд;
  • насколько оправдана с рыночной точки зрения высокая торговая надбавка;
  • почему оптимизация расходов предприятия достигается в первую очередь за счет экономики средств на оплату труда.

Достоинство метода контрольных вопросов состоит в том, что он методически прост, универсален и очень эффективен. Он позволил студентам решить экономические задачи-ситуации, предложенные в рамках кейса, достаточно оперативно и продуктивно.

Следует заметить, что это была первая часть работы с кейсом, более детальная проработка поставленных задач продолжится во второй части практикума, который запланирован на следующий семестр. Тем самым будет обеспечена системность в овладении основами профессии экономиста-менеджера.

Заведующая кафедрой экономики предприятия, к.э.н., доцент Н.Ю. Булешова

03.12.2012
Просмотров: 927

Возврат к списку

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
20 АПРЕЛЯ В 14:00

Приходи познакомиться с институтом в формате оффлайн

Регистрация

Первый Московский Фестиваль рекламы
для школьников «NewSparks»

Прием конкурсных работ до 07 мая 2024 года

Подробнее