вернуться

Портрет журналиста в цифрах

Наши новости

подписаться

Наши соцсети

Наши новости

подписаться

Наши соцсети

Если вы хотите стать журналистом ради денег, то делать этого не стоит. Если же деньги для вас – это необходимое приложение к потенциальным достоинствам журналистики, то в этой профессии вы найдете и возможность творческого самовыражения, и интересную, насыщенную событиями жизнь, и общение с неординарными людьми…

Портрет журналиста в цифрах

Трудно придумать лучший механизм управления персоналом, чем методы материального стимулирования. И сколько бы нам ни говорили о важности нематериального стимулирования, доминирующего над выплатой «живых» денег, примерно 80–90% стимулов к высокопроизводительному труду в условиях развивающейся рыночной экономики составляет заработная плата.

Портрет журналиста в цифрах

В рамках изучения дисциплины «Экономика и менеджмент СМИ» мы, студенты 5-го курса факультета журналистики ИГУМО, с энтузиазмом откликнулись на предложение нашего преподавателя, заведующей кафедрой маркетинга экономического факультета ИГУМО И.С. Ключевской, провести самостоятельное исследование рынка журналистского труда в целях изучения условий оплаты труда, определения факторов, влияющих на формирование заработной платы журналиста. Эта тема показалась нам важной и с точки зрения наших «меркантильных интересов», ведь нам скоро придется столкнуться с проблемой трудоустройства, а оплата труда будет одним из главных факторов определения места работы.

Портрет журналиста в цифрах

Журналист – работник интеллектуального труда, в обязанности которого входят оперативный сбор, обработка, грамотное и доступное изложение актуальной информации.

Существует несколько форм оплаты труда журналистов. Наиболее распространены две: так называемая ставочная (фиксированный оклад), которая, по сути, является повременной оплатой труда, и гонорарная, т.е. сдельная. Каждая из них может эффективно применяться в зависимости от концепции СМИ и редакционной политики. Однако в большинстве случаев средства массовой информации не используют в чистом виде ту или иную систему. Как правило, штатные журналисты получают зарплату, складывающуюся из утвержденного оклада и гонораров за подготовленные материалы:

Портрет журналиста в цифрах

Оклад – условно-постоянная величина, находящаяся в прямой зависимости от уровня профессионализма, предыдущего опыта работы и широты мировоззрения журналиста. Например, заработная плата автора постоянной колонки или редактора рубрики выше, чем оклад рядового журналиста, пишущего хронику.

Гонорар – условно-переменная величина, которая определяется в точке пересечения трех параметров: количества сданных материалов за календарный месяц, качества их подготовки и своевременного предоставления на утверждение главному редактору.

Журналисты, привлекаемые к подготовке рекламных материалов, могут получать также определенный процент стоимости оплаченных клиентами заказов.

При решении вопроса об оплате журналистского труда наиболее универсален комплексный метод его оценки, который включает и творческую составляющую материалов, и их объем, в том числе с учетом стоимости рубрик. Более того, он позволяет реализовать различные зарплатные схемы, отвечающие самым разнообразным ожиданиям редактора.

При таком подходе плановая зарплата разбивается на части: одна – за достижение определенных творческих целей/результатов, другая – гонорар за объем материалов.

Творческая составляющая выплачивается в зависимости от качества выполненных целей/задач, которые регулярно пересматриваются. Для журналистов разных изданий критерии качества материалов будут различаться.

Гонорар (оплата за объем) определяется редактором как стоимость единицы измерения (в качестве единиц выступают количество знаков, строк, полос и пр.), умноженная на суммарный объем за месяц. В любом случае основным принципом, которым обычно руководствуется редактор, предлагая те или иные критерии, является редакционная политика.

Плановая зарплата имеет следующую структуру:

ЗП = Оплата КАЧЕСТВА (ТВОРЧЕСКАЯ составляющая зарплаты) + Оплата КОЛИЧЕСТВА, где:

Оплата за КАЧЕСТВО материалов = (Ставка за КАЧЕСТВО) х (Оценка качества),

Оплата за КОЛИЧЕСТВО (ГОНОРАР)= (Цена единицы текста) х (Количество единиц текста).

Соотношение оплаты за качество и гонорар определяется специализацией журналиста, характером поставленной перед ним редакционной задачи.

После публикации «экспертная группа» (редакционная коллегия, ответственный за анализ выпуска, лично главный редактор) выставляет оценки материалам по установленным для них критериям.

Основными критериями определения качества журналистского труда являются: эксклюзивность; оперативность; актуальность; оригинальная постановка проблемы; высокое мастерство (креативность) изложения; инициативность в разработке актуальной темы; удачный заголовок; глубина охвата темы; интересность; значимость поднятых вопросов; качество изложения материала (легкость чтения и восприятия, качество фотографий и их запоминаемость, соблюдение важных элементов рассказа, компактность написания материала, стиль письма).

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ЖУРНАЛИСТОВ И СХЕМЫ ОПЛАТЫ ИХ ТРУДА:

«Золотое перо» – автор, качество материалов которого гарантировано, т.е. нет необходимости их оценивать.

ЗП = Гонорар за объем (количество).

Колумнист – автор, постоянно готовящий неизменный объем небольших, но ценных материалов.

ЗП = Оплата за «творчество» = (Ставка за «творчество») х (Оценка его критериев).

Репортер – автор материалов, ценность которых в первую очередь зависит от актуальности, сенсационности и других критериев.

ЗП = Оплата за «творчество» (70% Ставки) + Гонорар за объем (30% Ставки).

Интерпретатор – автор, перерабатывающий информацию не зависящего от него объема и качества (информацию из Интернета, интервью и т.п.).

ЗП = Оплата за «творчество» (30% Ставки) + Гонорар за объем (70% Ставки).

Портрет журналиста в цифрах

Рис. 1. Сравнение зарплат различных специалистов на рынке труда

Как выяснилось, в настоящее время оплата труда журналистов в среднем по России – 36 тыс. рублей, что несколько ниже, чем уровень оплаты труда основных групп работников.

Интересным, на наш взгляд, является изучение ожидаемых выпускниками вузов, готовящих специалистов в области журналистики, размеров их зарплат (табл. 1).

Таблица 1

Зарплатные ожидания выпускников государственных вузов г. Москвы 2006–2010 гг. выпуска (оклад, на который специалисты определенного года выпуска претендуют в настоящее время) по данным Исследовательского центра портала Superjob.ru

Специальность по диплому

Средние зарплатные ожидания выпускников N-ного года выпуска (медиана), руб.

2010

2009

2008

2007

2006

Журналистика

30000

30000

40000

50000

50000

Средний прирост уровня ожидаемого дохода по исследованной профессии за 5 лет составил 67%, а это означает, что специалисты, окончившие вуз в 2006 г., в среднем претендуют на оклад, более чем в 1,5 раза превышающий зарплатные ожидания выпускников 2010 г. (табл. 2).

Таблица 2

Лидеры роста средних зарплатных ожиданий выпускников 2006–2010 гг. выпуска

Специальность по диплому

Рост зарплатных ожиданий за 5 лет

Реклама

84%

Маркетинг

83%

Журналистика

67%

По мере изучения рынка журналистского труда нам удалось выявить определенные требования к работникам редакций и оплату их труда в зависимости от стажа работы. Данные были собраны из разнообразных интернет-поисковиков и приведены к некоему общему знаменателю.

Журналист без опыта работы (штатный сотрудник редакции)

Решившие связать свою жизнь с журналистикой, как правило, начинают работать по специальности еще во время обучения в вузе, ведь пока у журналиста нет «имени» (т.е. хорошего портфолио), его шансы получить интересную и высокооплачиваемую работу минимальны.

Основные требования:

  • возраст – 20–35 лет;
  • высшее гуманитарное образование (возможно, студенты последних курсов);
  • опыт написания журналистских материалов, публикации в СМИ (наличие портфолио);
  • владение офисными компьютерными программами на уровне уверенного пользователя;
  • желательно знание иностранного языка;
  • грамотная устная и письменная речь;
  • личные качества: коммуникабельность, любознательность, общая эрудиция, хорошая память, образное мышление, мобильность, стрессоустойчивость, высокая работоспособность.

Функциональные обязанности: поиск необходимой информации; проведение интервью; участие в пресс-конференциях; выезд на место событий; обработка собранных данных; подготовка материала в соответствии с требованиями формата издания.

В зависимости от специфики СМИ необходимый «набор» навыков и умений журналиста может варьировать.

Оплата труда: Москва – 500–700 y.e., регионы – 300–400 y.e.

Журналист с опытом работы от 1 года до 3 лет

Основные требования:

  • возраст – 22–35 лет;
  • высшее журналистское/филологическое образование;
  • успешный опыт работы в СМИ со схожей тематикой от 1 года (наличие портфолио обязательно);
  • продвинутый пользователь ПК;
  • английский язык на базовом уровне;
  • знание журналистской этики, закона о СМИ;
  • готовность к командировкам;
  • личные качества: отличные коммуникативные навыки, креативность, ответственность, исполнительность, устойчивость к стрессам, умение работать в напряженном ритме.

Функциональные обязанности: подготовка и редактирование разноплановых журналистских материалов (обзоров, интервью, комментариев, репортажей и т.д.) по заданию редактора (в том числе с выездом в командировки); подбор и/или помощь в подборе иллюстраций; взаимодействие с другими сотрудниками редакции: литературным редактором, корректором, верстальщиками.

Зарплата журналиста варьирует в зависимости от тематики, «раскрученности», авторитетности издания, качества и объема материала, а также степени известности и профессионализма автора. Если издание имеет узкую специализацию, требующую дополнительных знаний, то уровень денежной компенсации будет выше.

Оплата труда: Москва – 1000–2000 y.e.; регионы – 500–800 y.e.

Журналист с опытом работы от 3 лет

Основные требования:

  • возраст – от 25 лет;
  • диплом о высшем образовании (желательно журналистское или филологическое; многие специалисты, пришедшие в журналистику «со стороны», получают второе высшее, оканчивая журфак заочно);
  • опыт работы в СМИ от 3 лет (наличие портфолио с разноплановыми материалами);
  • опытный пользователь ПК;
  • свободное владение английским языком (желательно двумя иностранными языками);
  • обширные социальные связи и деловые контакты в журналистских, деловых и политических кругах;
  • личные качества: социокультурный бэкграунд, профессиональная этика, хорошо развитая интуиция, отличные устные и письменные коммуникативные способности.

Функциональные обязанности: подготовка и редактирование журналистских материалов (обзоров, интервью, комментариев, репортажей и т.д.); проведение интервью; участие в мероприятиях, касающихся профиля издания (форумах, выставках, конференциях и т.п.); ведение авторской колонки, собственной рубрики; участие в разработке концепции издания (идея, формат, структура и др.).

Издания, предлагающие своим штатным сотрудникам достаточно высокий оклад, как правило, выдвигают довольно жесткие условия – полную занятость и работу в офисе.

Оплата труда: Москва – 1500–3000 y.e.; регионы – 800–1500 y.e. (по данным http://planetahr.ru).

В результате проведенного исследования мы отмечаем, что подобная работа для нас оказалась очень ценной. С головой «окунувшись» в экономические проблемы, мы познакомились с теми сторонами жизни, которые нам, гуманитариям, всегда казались слишком скучными. На деле же подобные творческие работы помогли нам не только лучше понять те процессы, которые происходят вокруг нас, но и лично для себя почерпнуть много нового, важного и интересного.

Студенты 5-го курса факультета журналистики ИГУМО
06.11.2012
Просмотров: 3706

Возврат к списку

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
20 АПРЕЛЯ В 14:00

Приходи познакомиться с институтом в формате оффлайн

Регистрация

Первый Московский Фестиваль рекламы
для школьников «NewSparks»

Прием конкурсных работ до 07 мая 2024 года

Подробнее