вернуться

«О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…»

Наши новости

подписаться

Наши соцсети

Наши новости

подписаться

Наши соцсети

О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…

Казалось бы, второй семестр начался буквально на днях…

А у пятикурсников факультета управления уже подходит к завершению изучение нового для них предмета «Стратегия конкуренции». И как это почти всегда бывает, за двумя уже хорошо знакомыми словами «конкуренция» и «стратегия» удается отыскать что-то неизвестное, открыть для себя что-то новое.

Конечно же, научную основу изучаемой дисциплины заложил еще прославленный ученый и теоретик менеджмента – профессор Гарвардского университета Майкл Портер. К счастью, его нашумевшая в свое время и не утратившая до сих пор своей актуальности книга «Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов» неоднократно переиздавалась на русском языке и доступна всем интересующимся ею. Именно М. Портеру современная наука менеджмента обязана представлениями о движущих силах конкуренции и основными (базовыми) конкурентными стратегиями.

Особенностью курса, прочитанного в этом году доцентом кафедры менеджмента факультета управления ИГУМО, к.ю.н. И.А. Заворотченко группе 5ЭДМ, стала попытка рассмотреть конкурентные стратегии в терминах конкуренции бизнес-моделей. Это позволило привлечь студентов 5-го курса дневного отделения факультета управления ИГУМО к анализу практического материала, основанного на опыте как всемирно известных, так и небольших иностранных и российских компаний, провести сравнительный анализ принимавшихся в различных конкурентных ситуациях бизнес-решений, установить их сильные и слабые стороны.

Обзор охватывал определенный исторический период (с конца прошлого века), что дало возможность увидеть динамику развития применяемых компаниями стратегических решений в изменявшейся конкурентной среде, а также дать ретроспективную оценку правильности таких решений. Безусловно, это также позволило расширить кругозор студентов в результате знакомства с целым рядов успешных и ошибочных шагов субъектов конкурентной борьбы.

В соответствии с классификаций бизнес-моделей, предложенных Робертом Андельманом, Дэвидом Моррисоном и Адрианом Сливоцки, студентами 5-го курса факультета управления ИГУМО под руководством их наставника были рассмотрены 22 модели.

Наибольший интерес у студентов вызвали следующие модели:

  • модель прибыли на основе потребительских решений (на примере компании General Electric);
  • модель прибыли на основе формирования пирамиды продукции (на примере компаний Swatch, General Motors);
  • модель прибыли типа «коммутатор» (на примере сайтов авиабронирования и бронирования гостиниц);
  • модель прибыли опережающего типа (на примере компании Intel);
  • модель многократной прибыли (на примере компании Disney);
  • модель прибыли на основе установления фактического стандарта (на примере компаний Microsoft, Oracle).

Для ознакомления с работой бюджетных авиакомпаний (так называемых лоукостеров, конкурентная стратегия которых основана на строгом контроле за издержками и их сокращении) пятикурсники факультета управления ИГУМО своими силами попробовали сделать выбор пакета услуг компании AirBerlin на ее сайте, так что Евгений Лыткин (5-й курс, факультет управления) едва не купил себе весьма недорогой билет в Берлин и обратно.

Изучая маркетинговую стратегию Intel Inside компании Intel, Сергей Газарян (5-й курс, факультет управления) смог на собственном опыте прийти к выводу о ее успешности: цели сфокусированной рекламной кампании оказались полностью достигнуты, потому что он сам, например, выбирая компьютер, руководствовался требованием, чтобы процессор был произведен именно компанией Intel, а ни в коем случае не ее конкурентами!

При анализе опыта компании Disney всем стало ясно, что никакой работник, пусть самый лояльный и квалифицированный, работай он хоть круглые сутки каждый день, не сможет принести своей компании столько денег, сколько добросовестно, год за годом, приносит корпорации Disney анимационный персонаж Микки Маус. Кстати, совсем недавно компания объявила о возобновлении выпуска новых мульт-эпизодов о приключениях этой супермышки!

Рассматривая историю General Electric и ее легендарного CEO Джека Уэлча, студентки Наталья Ляхова и Кира Снастина (5-й курс, факультет управления), связывающие свою ближайшую профессиональную карьеру с банковской сферой, обнаружили, что ключевым прибыльным звеном этой знаменитой корпорации является вовсе не машиностроительное производство, как принято думать, а финансовые услуги, в том числе оказываемые банком GE Money Bank, последние несколько лет действующим уже и в России.

Обсуждая роль и влияние товаров-субститутов в модели конкуренции М. Портера, Ирина Ануфриенкова и Анна Круглова (5-й курс, факультет управления) обнаружили, каким образом широкое употребление средними американцами бытовых микроволновых печей привело к фактическому исчезновению как самостоятельной массовой подотрасли производства специализированной кухонной мебели в США. А Елена Хрусталева (5-й курс, факультет управления) предположила, что достижение между Россией и Европейским союзом договоренности о безвизовом режиме окажется одним из факторов, наиболее сильно угрожающих сложившейся структуре конкуренции в отечественной туристической индустрии. Другим таким фактором, по мнению Сергея Газаряна и Евгения Лыткина (5-й курс, факультет управления), станет развитие сайтов с услугами онлайн-бронирования гостиниц и авиабилетов.

Александр Панков (5-й курс, факультет управления) во время мозгового штурма при решении кейса о занятии стратегической позиции по продукту в отрасли производства железобетонных изделий для использования в строительстве совершенно точно предугадал правильное решение, основываясь на опыте компании, о которой он пишет свою дипломную работу. Жаль только, что сама работа еще очень далека от завершения…

Ну что же, и в нашем случае не скажешь лучше классика: «О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…» (А.С. Пушкин).

Доцент кафедры менеджмента факультета управления ИГУМО И.А. Заворотченко

22.03.2013
Просмотров: 1740

Возврат к списку

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
08 ИЮНЯ В 14:00

Приходи познакомиться с институтом в формате оффлайн

Регистрация

Первый Московский Фестиваль рекламы
для школьников «NewSparks»

Прием конкурсных работ до 07 мая 2024 года

Подробнее