вернуться

Наука писать конспект

Наши новости

подписаться

Наши соцсети

«Отбирать полезнейшее – дело такой важности, что немыслим толковый читатель без умения отбирать. Единственно надежный плод чтения – усвоение прочитанного, выбор полезного»

Я.А. Коменский

Научно доказано и обосновано, что только в 10–11-м классах школы умение конспектировать начинает приближаться к совершенству. Образовательный процесс обязывает быть рациональным при изучении дисциплин, а потому новый навык в силу полезности становится весьма востребованным.

Однако, несмотря на то что наши школы традиционно практикуют такие образовательные техники, как определение темы и основной мысли высказывания, составление плана, написание сжатого изложения, формируются эти умения далеко не у всех учащихся. Как показала жизнь, учителя не в полной мере уделяют внимание конспектированию, не проводят специальной работы по обучению детей этому процессу.

Данный пробел в школьном обучении очень быстро был вскрыт среди студентов юридического колледжа ИГУМО, когда начались первые лекционные дни. Ликвидировать упущения в навыках конспектирования взялась доцент кафедры менеджмента Светлана Ивановна Китаева.

Первоначально был определен «фронт работы». По заданию преподавателя студенты юридического колледжа написали самостоятельную работу, посвященную географическим объектам. Анализ показал, что только трое из них справились с конспектированием, у остальных имеются погрешности в изложении материала. Светлана Ивановна провела кропотливую работу по объяснению ребятам основ отбора полезной информации.

Умению правильно конспектировать учебный материал во время лекции, как и сдавать экзамены или зачеты, никто специально не учит. Каким образом можно улучшить свой конспект, сделать его более наглядным, полезным, информативным? Как работать затем со своим конспектом? Такие вопросы часто задают себе студенты.

Существуют разные мнения по поводу необходимости или, наоборот, бесполезности конспектирования. Одни считают, что нужно записать лекцию дословно (вплоть до примеров из практики лектора), и расстраиваются, если пропустили 2-3 фразы. Другие записывают кое-как, без планового подхода. Третьи считают, что лучше самому законспектировать по книге позже – это более полный материал.

В основе формирования индивидуальной техники быстрого конспектирования лежат определенные принципы.

  1. Конспект – это не точная запись текста лекции, а фиксация смысла, сути учебной информации.
  2. Конспект – это записка конкретно самому себе, а не произвольному читателю, поэтому записи в нем могут быть понятны только автору.
  3. Конспект пишется для последующего чтения, а значит, формы записи следует делать такими, чтобы их можно было легко и быстро прочитать спустя некоторое время.
  4. Конспект должен облегчить понимание и запоминание учебной информации.

Таким образом, одно из важнейших умений, которыми должен обладать каждый студент, – это умение конспектировать лекции преподавателя, которые наряду с учебником являются главными источниками знаний в вузе.

Как правило, профессиональный преподаватель всегда приберегают для своих лекций какие-то нюансы, которых нет ни в учебниках, ни в Интернете. Прогулял или не успел записать – и вот уже не можешь ответить на какой-нибудь каверзный вопрос на экзамене. Кроме того, каждый лектор по своему усмотрению строит образовательный процесс, имеет свой собственный стиль чтения лекционного материала, у каждого преподавателя свои особенности речи, свой темп, свои приемы. И здесь уже обычного умения слушать, о котором ученикам столько твердят в школе, недостаточно. Необходимо уметь выделять главное в речи и вести конспект по ходу выступления. Есть несколько простых и полезных советов, которые помогут научиться качественно конспектировать лекции и сделать процесс получения знаний более эффективным.

  • Выработайте в себе умение одновременно слушать и записывать, при этом ведите свои записи четко и понятно. В идеале конспекты должны иметь определенную структуру, порядок записей, в которых вы потом легко разберетесь. Рекомендуется лист тетради разделить на две колонки таким образом, чтобы вы могли по ходу лекции вносить какие-либо дополнения к уже записанным темам. В одной из колонок вы записываете содержание лекции, в другой – замечания, примеры, вопросы, возникшие у вас, свои сомнения, возражения. Впоследствии вы без труда вспомните материал, зафиксированный таким образом.
  • Научитесь структурировать свой конспект: не старайтесь записывать всё подряд: всё равно не успеете, мало того – пропустите в погоне за мелочами важный материал. Старайтесь уловить, когда в лекции начинается новая тема, и выделите новую смысловую часть красной строкой. Особое внимание уделяйте определениям терминов и расшифровке новых понятий: это самая суть лекции.
  • Призовите на помощь школьные навыки определения главной мысли текста. При конспектировании они вам очень пригодятся. Записывайте только основные положения лекции, относящиеся к главной идее, которую хочет до вас донести профессор. Лаконизм, чёткость и научность – главные достоинства конспекта.
  • Выработайте свою систему знаков и символов, которые позволят вам значительно сократить запись и сэкономить время. Кружки, стрелочки, треугольники, знаки бесконечности и т.д. – всё, что может вам помочь при конспектировании. Придумайте свои сокращения для профессиональных терминов, часто встречающихся в лекциях по данной дисциплине.

Приняв во внимание эти простые советы, можно постепенно довести навыки конспектирования до совершенства. И конспект не раз станет вашей «палочкой-выручалочкой» при подготовке к зачетам или экзаменам.

С пожеланиями успешной учебы, декан юридического факультета ИГУМО

21.09.2012
Просмотров: 1037

Возврат к списку

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
20 АПРЕЛЯ В 14:00

Приходи познакомиться с институтом в формате оффлайн

Регистрация

II московский молодежный фестиваль
анимации и иллюстрации

Open Call
до 03 апреля 2023

Подробнее

Первый Московский Фестиваль рекламы
для школьников «NewSparks»

Прием конкурсных работ до 07 мая 2024 года

Подробнее