вернуться

Научные изыскания студентов ИГУМО заслуживают внимания

Наши новости

подписаться

Наши соцсети

Наши новости

подписаться

Наши соцсети

Научные изыскания студентов ИГУМО заслуживают внимания

Научные мнения авторитетных ученых, без сомнения, представляют колоссальную ценность для становления людей с научным потенциалом. Однако не лишенные элементов новаторства мнения студентов института, делающих пока лишь первые шаги в науке, также представляют немалый интерес. Выступления студентов, отмеченные как лучшие на Международной студенческой научно-практической конференции, прошедшей в Московском государственном институте туризма им. Ю.А. Сенкевича, безусловно, являются полезной информацией, облеченной в форму научного сообщения.

Представляем вашему вниманию три доклада, вызвавших резонанс у научной общественности международного форума.

Государственная политика в сфере туризма: правовой аспект

Тезисы выступления

Тема: «Структура услуг в российском туризме»

Е. Пшонковская,

студентка 3-го курса факультета экономики и менеджмента

Института гуманитарного образования и информационных технологий,

г. Москва

1. Развитие туризма зависит от многих факторов цивилизационного и локального характера. Это находит отражение в структуре туристических услуг.

Еще в середине 1980-х гг. на рынке туризма проявились новые тенденции развития спроса на туристические услуги. Обусловлено это было появлением новых факторов демографического, социального и экономического порядка. Специалисты отмечают и определенные изменения в психологии человека.

Существенное влияние на спрос в туризме оказывают перемены в демографической структуре общества и социальной модели народонаселения в развитых и новых индустриальных странах. Их влияние на спрос можно охарактеризовать такими ключевыми тенденциями, как:

— старение населения;

— более позднее вступление в брак, повышение доли одиноких людей;

— увеличение числа работающих женщин;

— откладывание рождения ребенка;

— рост числа бездетных семейных пар.

Особо выделим изменения в структуре работающего населения – широкое вовлечение в сферу труда женщин. Вместо того чтобы заниматься планированием семьи, современная женщина стремится сначала устроить карьеру, получить материальную независимость, в итоге – стать удачливым предпринимателем или руководителем, и только потом она планирует семью.

Вторым примером изменения потенциального контингента туристов являются люди пожилого возраста, которые имеют больше свободного времени, сохраняют бодрость духа, остаются энергичными, физически крепкими и мобильными. Также следует отметить, что у них сложилось новое психологическое отношение к старению. За счет этого сформировалась группа туристов со своими вкусами и предпочтениями. Со стороны этой категории туристов идет повышение спроса на услуги туризма среди пожилых людей, который приобретает устойчивый характер.

2. Современная экономика и политика накладывают отпечаток на динамику и структуру развития туризма. Например, во Франции в связи с ухудшением экономической конъюнктуры рынка произошли такие социальные перемены, как сокращение рабочей недели и удлинение отпуска, что, в свою очередь, привело к увеличению непродолжительных поездок и дроблению отпускного периода.

В начале 1980-х гг. в Австрии и Великобритании свыше 20% населения выезжали на отдых летом и зимой, а 10% отправлялись в путешествия более одного раза в год. Аналогичная картина имела место в Германии, Италии, Швейцарии и других развитых странах Европы. Также в Европе очень большой популярностью пользуются маршруты выходного дня и праздничных дней. Это прежде всего посещение выставок, музеев, галерей, антикварных музеев. Главными «поставщиками» туристов для таких поездок являются Германия и Великобритания. Их совместная рыночная доля составляет около 50% поездок. Большей частью непродолжительные путешествия совершаются во Францию, Нидерланды и Бельгию.

3. Туризм в России, его особенности. Развитие туризма обусловлено как экономическими, так и политическими изменениями, происходившими в нашей стране после 1990 г., когда иностранные граждане стали свободно передвигаться по территории России, а российские – выезжать за границу. Постепенно начали создаваться туристические агентства в крупных городах и далекой провинции.

Следует отметить, что кризис тоже внес свои изменения в структуру и динамику российского туризма. Резко сократился спрос на преобладавшие прежде путешествия и отдых внутри страны и столь же резко увеличился спрос на ранее весьма немногочисленные поездки в зарубежные центры туризма. В качестве примера можно привести черноморский курорт в Сочи. Санатории и дома отдыха курорта в 1990 г. посетили более 1,2 млн человек, в 1992 г. – лишь 0,57, в 1994 г. – 0,4 млн человек. В 1995 и 1996 гг. число посетителей выросло до 0,6 млн человек. К 2010 г. число туристов вышло на пиковые показатели 1980-х гг. Основная причина этого – прекращение финансирования курорта государством и профсоюзами.

Сократилось число туристов из западных стран.

4. Перспективность развития туристической России. Россия становится очень привлекательной для зарубежных туристов и притягивает их не только большими историческими городами, такими как Москва или Санкт-Петербург, но и регионами, которые не особо жаловали вниманием ранее.

Также в последние 6 лет в России развивается внутренний туризм. Для него характерны значительные сезонные колебания, что напрямую связано с невысоким уровнем туристического предложения и климатическими условиями в стране.

Для более широких предложений, а также для развития внутреннего туризма в нашей стране планируется создание круглогодичных курортов, на территории которых могут развиваться новые виды туризма.

В фокусе внимания государства и инвесторов в первую очередь находятся 7 регионов, получивших право на создание особых экономических зон туристско-рекреационного типа: Краснодарский и Ставропольский края, Калининградская и Иркутская области и Республика Бурятия, а также Алтайский край и Республика Алтай.

Однако возникает вопрос: смогут ли эти туристические зоны привлекать больше туристов, если повысят уровень туристического сервиса страны?

Как показала практика, наличие туристической индустрии, такой как комфортабельные отели и стандартные развлечения, не решает проблемы увеличения объемов продаж турпутевок. Туризм относится к ритейловой сфере высокой степени сложности и не может развиваться в условиях монополизации. Он прогрессирует только при наличии жесткой конкуренции. Для продаж нужна маркетинговая идея. У всемирно известных туристических мест есть устойчивый имидж, укоренившийся в сознании огромного количества людей в разных точках планеты. Создание такого имиджа, так называемый брендинг России и регионов РФ, является первостепенной задачей.

В последние годы рынок внутреннего туризма остановился на показателе 32 млн человек, и в 2011 г., по мнению специалистов, это число существенно не изменится. В настоящее время на рынке наблюдается стабилизация, более того – стагнация, чему способствовало несколько факторов.

В российском туризме неадекватное соотношение цены и качества услуг делает неконкурентоспособными российские курорты, и это одна из проблем развития внутреннего туризма. Очень дорогими являются услуги отелей, но не всегда, общеизвестно, цена соответствует качеству. Помимо этого на многих курортах сезон реализации путевок достаточно короткий, что не позволяет владельцам гостиниц снижать цены.

Следует отметить и транспортную составляющую внутреннего туризма. Развитие многих российских курортов, расположенных, в частности, на Алтае и Дальнем Востоке, сдерживает высокая стоимость авиа- и железнодорожных перевозок; чартерные программы не могут решить вопрос о доступных ценах на проезд. Стоимость железнодорожных билетов к летнему сезону этого года может увеличиться, по оценкам специалистов, на 12%, новые тарифы уже утверждены. Кроме того, небольшая глубина продаж железнодорожных билетов – 45 суток – существенно сдерживает развитие перевозок. Ассоциация туроператоров России обратилась к руководству ОАО «Федеральная пассажирская компания» с просьбой увеличить срок предварительной продажи билетов до 3 месяцев.

Но все же количество путешественников, отдающих предпочтение отдыху в нашей стране, растет, однако при этом они сами предпочитают организовывать себе тур, начиная от выбора отеля и заканчивая выбором авиабилетов или же путешествуя на своем транспорте, с палатками.

Основные направления внутреннего туризма неизменны – курорты Краснодарского края, Кавминводы (Кисловодск, Ессентуки, Пятигорск, Железноводск) и города центральной части России, главным образом Золотого кольца.

Количество иностранных туристов, посетивших Россию в 2010 г., возросло – турпоток увеличился на 2%.

Говоря же о перспективах выездного туризма в России и изменении спроса на туруслуги на данном направлении, нужно отметить, что объем туризма на таких традиционных направлениях, как Европа и морские курорты, существенно не изменится. По-прежнему популярными останутся Испания, Турция, ОАЭ, Кипр, а из экскурсионных туров – Франция, Италия и Греция.

Выездной туризм в России постепенно выходит на докризисный уровень. Количество россиян, отдыхавших за границей, по сравнению с прошлым годом увеличилось больше чем на треть. Но растут и цены.

Количество российских туристов, выехавших за рубеж в 2010 г., выросло на одну треть (34%). Согласно данным Федерального агентства по туризму, за 9 месяцев 2010 г. за рубеж выехали более 30 млн человек, из них с туристической целью — почти 10 млн россиян.

Самым популярным направлением осталась Турция – более 2 млн российских туристов посетили эту страну (это на 26% больше, чем годом ранее). На втором месте Египет – туда отправились более 1,5 млн туристов, что на 50% больше, чем год назад. На третьем месте – Китай, в котором побывали чуть более 1 млн россиян, что на 41% больше, чем в 2009 г.

Сыграло свою роль и то, что весь летний сезон в России держался высокий курс рубля по отношению к евро, а также была аномальная жара. По данным турбюро «Ренессанс», летом россияне придирчиво оценивали климат в той стране, куда они брали путевки, и проявляли высокий интерес к скандинавским странам, Швейцарии и Австрии, что обычно не характерно для лета. Видимо, этим был вызван и рост турпотока в Финляндию, которая оказалась в этом году на четвертом месте по популярности, приняв более 500 тысяч российских туристов.

Обобщая, следует отметить, что туризм в России находится на стадии развития. В основном россияне выезжают за границу, так как там и дешевле, и сервис лучше. У нас же пока часто – «заоблачные» цены, не соответствующие качеству обслуживания. И все же заметим, что развитие туризма подтверждает позитивные изменения в экономике и социальной сфере России.

Современные методы стратегического управления развитием туристических компаний

Белоусов В.

студент 3-го курса факультета экономики и менеджмента

Института гуманитарного образования и информационных технологий,

г. Москва

В настоящее время в России начинает складываться мощнейшая сеть новых организаций, предоставляющих туристские услуги, работающих в условиях конкурентной борьбы за клиента и во многом определяющих стратегию развития всей отрасли. Особенно острыми проблемами стратегического развития у российских организаций гостинично-туристического комплекса (ГТК) являются отсутствие современной материально-технической базы, низкий профессионализм персонала и отсутствие законодательно проработанной государственной политики поддержки индустрии туризма.

Будущий успех индустрии туризма зависит от способности:

— реорганизовать работу с персоналом и подачу информации о работе в индустрии таким образом, чтобы привлечь как инвесторов, так и потенциальных служащих;

— улучшить общий рабочий климат посредством корректно организованного менеджмента и умелого руководства;

— развивать базис знаний, на котором основывается деятельность индустрии, чтобы соответствовать уровню требований XXI в.; кроме того, доносить эти знания до тех, кто в них нуждается.

Индустрия туризма должна делать особый акцент на положительных факторах, таких как качественный менеджмент. В индустрии наблюдается новая управленческая парадигма, в которой преобладает корректная структура с возможностью свободного принятия решений со стороны персонала и менее формального отношения. Мировой опыт показывает, что организации ГТК получают прибыль от быстрого перехода к такому типу менеджмента, который предоставляет персоналу широкий круг полномочий и предусматривает «обратную связь» с сотрудниками.

В индустрии туризма жесткую конкурентную борьбу выдерживают только те туристические организации, которые могут предложить своим клиентам высококачественное обслуживание, а это невозможно без профессиональной подготовки персонала.

В перспективе в индустрии туризма будет происходить переориентация управления по пути эффективности использования персонала, поэтому наиболее передовые туристические организации в мире уже сегодня признают, что для того чтобы стать клиентоориентированными, необходимо особое внимание уделять профессиональному развитию сотрудников.

Дальнейшее развитие туризма невозможно без активного продвижения национального российского туристического продукта на международном рынке, без формирования за рубежом образа России как страны, благоприятной для туризма. На мировом рынке почти отсутствуют реклама о неповторимости большинства регионов России и продуманные предложения (каталоги) по темам, маршрутам, размещению и т.д., дифференцированные по уровню доходов и различным социальным группам населения.

На государственном уровне не организовано ни финансирование, ни новая система продвижения национального туристического продукта через зарубежные представительства по туризму (во Франции на рекламную деятельность выделяется около 57 млн долл., в Австралии – 65 млн долл.).

Большинство проблем туристического рынка обусловлено отсутствием культуры корпоративных отношений между турфирмами, использованием недобросовестных приемов в конкретной борьбе (таблица).

Основные проблемы туристического рынка России

Проблема

Содержание проблемы

Рейтинг, %

Низкий профессионализм

Недостаток практических и теоретических знаний, низкий уровень подготовленности менеджеров туристических компаний

89

Низкое качество российского продукта

Отсутствие культуры обслуживания на российских курортах, не позволяющее эффективно продавать российский туристический продукт

74

Недобросовестность иностранных партнеров

Недобросовестное отношение к российским туроператорам со стороны иностранных партнеров

63

Отсутствие информации о ситуации в регионах России

Отсутствие развитых межрегиональных связей, объективной информации о специфике потребностей в регионах России. Недостаток информации о динамике и особенностях спроса среди различных групп региональных потребителей

62

Низкий уровень культуры корпоративных отношений

Крайне низкий уровень бизнес-коммуникаций между туристскими фирмами, направленных на совместное решение рыночных проблем (сокрытие информации, нечистоплотная конкуренция, демпинг, закрытость)

54

Необъективность средств массовой информации

Очевидная ангажированность целого ряда специализированных туристических изданий отдельными операторами. Необъективная информация

45

Отсутствие четкого позиционирования туристических фирм

Постоянная переориентация деятельности туроператоров на различные клиентские сегменты. На рынке нет четко обозначенной позиционной структуры предложения, когда известно, что данная фирма работает только в одном сегменте

36

Недостаточная проработанность законодательной базы

Отсутствие адекватной законодательной базы на федеральном уровне, оптимизирующей взаимоотношения между компаниями на рынке туристических услуг

31

На основных направлениях массового туризма (Испания, Турция, ОАЭ, Египет и др.) рынок уже практически сформирован и поделен, поэтому туроператор, пытающийся выйти на освоенный рынок, должен привлекать серьезные инвестиции. При этом данный проект является рискованным, так как конкуренция будет жесточайшей (например, попытки «Натали турс» выйти на кипрский рынок, а «TEZ tour» – на египетский через демпинг и использование отлаженных технологий).

В перспективе конкурентные преимущества будут обеспечены только тем организациям индустрии туризма, которые будут способны на равных бороться за потребителя с иностранными компаниями как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Все разнообразие реализуемых стратегий развития отечественных организаций ГТК обусловлено происходящими изменениями как во внутренней, так и во внешней среде. В зависимости от приоритетности выделяемых целей развития их можно классифицировать по четырем крупным блокам:

— технологическое развитие;

— структурные преобразования;

— управленческие изменения;

— управление персоналом ( «человеческими ресурсами»).

Целью технологических методов является улучшение качества или увеличение количества выпускаемой турпродукции. Эти методы относят к производственным процессам организации ГТК перед предварительной диагностикой.

Методы ротации в основном используют для увеличения разнообразия в работе, сокращения утомляемости от ее однообразия, расширения квалификационной характеристики персонала путем добавления новых заданий однородного типа. В практике российских организаций ГТК недостаточно распространены методы обогащения содержания работ путем передачи персоналу организации ГТК ответственности за обучение и консультирование менее опытных работников, предоставления большей свободы планирования своего рабочего времени.

Структурные методы, используемые в организациях ГТК, направлены прежде всего на создание новых ролей, структурных звеньев или новых взаимоотношений. Изменение структуры отражается на таких параметрах, как сложность (complexity), формализация (formalization), централизация (centralization) и координация (coordination).

Механизмы структуризации: специально спроектированные рабочие группы и отдельные организационные единицы.

В США применяют три метода использования специальных рабочих групп: группа решения проблем (problem solving group) (6–8 человек из данного отдела) специально создается для идентификации, анализа проблем и последующей разработки рекомендаций и планов решения.

Особенно сложно управление такими группами. Многие зарубежные организации ГТК, среди которых – лидеры гостиничного бизнеса, мировые гостиничные цепи «Marriott», «Holiday Inn», создали управляющие комитеты, которые с уровня организации ГТК в целом координируют работу групп – обучение, выбор лидера, методы и процедуры стимулирования.

Отдельные звенья создаются специально для того, чтобы разрабатывать новые идеи и предложения.

К управленческим методам и управлению человеческими ресурсами относят те методы, которые позволяют производить изменения непосредственно через людей, работающих в организациях ГТК. Это достигается за счет трех направлений:

— мотивации (стимулирования) деятельности персонала;

— повышения вовлеченности персонала в принятие управленческих решений;

— организации партнерских отношений.

Особое значение при этом имеют методы образования и обучения.

Методы стратегического развития малых, средних и крупных отечественных организаций ГТК имеют свою специфику. В настоящее время в туристическом бизнесе работают около 15 тысяч фирм, более 75% из них являются субъектами малого предпринимательства со средней численностью менее 5 человек. В целом по России общая численность работников, занятых в гостиничной индустрии, составляет примерно 147,2 тыс. человек.

Средняя численность работников, обслуживающих одну гостиницу, составляет 19 человек. В городской местности на одну гостиницу в среднем приходится 28 человек обслуживающего персонала, а в сельской местности – 3 человека. Наибольшая численность персонала характерна для гостиниц с иностранным участием (152 человека), а наименьшая – для частных гостиниц (10–15 человек).

Как правило, крупные организации ГТК на первый план выдвигают методы, связанные с новыми видами продукции и рыночными возможностями (например, разработка новой туристической продукции и завоевание сегмента рынка индустрии). Стратегический инструментарий малых предприятий характеризуется выбором в качестве наиболее существенных методов, связанных с человеческими ресурсами (подбор руководителей и их оплаты) и организационно-структурными изменениями (путем приобретения и слияния).

По мнению специалистов, в отечественной практике управления организациями ГТК за последние 5–7 лет методы структурных преобразований были более приоритетными. Следующая по приоритетности группа стратегических целей направлена на управление (и, соответственно, методы управленческого воздействия).

Несмотря на признанное в мировой экономике лидерство в стратегиях организаций ГТК методов технологического развития и управления «человеческими ресурсами», в отечественной практике эти методы реализуются недостаточно (в силу финансовых и прочих неблагоприятных условий функционирования). Многие управленцы в настоящее время называют их наиболее уязвимым местом в стратегическом развитии отечественных организаций ГТК.

Новые условия хозяйствования и возможности структурных преобразований нашли отражение в стратегических целях организации ГТК, направленных на разукрупнение. Методы, обеспечивающие жизнеспособность всей организации ГТК и сохранение уровня занятости, включают реструктуризацию, разукрупнение и реконструкцию. С помощью этих методов решаются задачи:

— создания гибких, работающих в новых условиях рынка туриндустрии и ответственных за результаты структурных единиц;

— сокращения управленческого аппарата и дебюрократизации системы управления организации ГТК;

— улучшения реакций организации ГТК на инновации и изменения спроса на рынке туриндустрии;

— сохранения управляемости, например за счет создания холдингов;

— повышения квалификации персонала организации ГТК в соответствии с требованиями рынка туристической индустрии и новой управленческой инфраструктурой.

А.С. Тараканкина

студентка 3-го курса факультета экономики и менеджмента

Института гуманитарного образования и информационных технологий,

г. Москва

Опыт различных стран показывает, что успех развития туризма напрямую зависит от того, как на государственном уровне воспринимается эта отрасль, насколько она пользуется государственной поддержкой. И сегодня невозможно обойтись без единого национального механизма, обеспечивающего координацию туристической политики на общегосударственном и региональном уровнях.

На нынешнем этапе развития туризма только государство и правительство играют в нем первостепеннейшую, если не единственную роль, а частнопредпринимательский сектор участвует в этом лишь частично. Последний никогда не сможет покрыть потребности в крупных инвестициях для развития курортных, гостиничных и иных туристических предприятий, как и основных элементов туристической инфраструктуры. Необходимо отказаться от мысли, что частный сектор способен выполнять отдельные функции НТА (Национальной туристической администрации). Во всех сильных туристических державах есть такие организации, подчиненные, как правило, министерствам, которые занимаются разработкой национальных программ развития туризма. Называются они по-разному: в Великобритании – BTA (British Tourist Authority), в Ирландии – Irish Board, в Испании – Turespana, в Италии – ENIT, в Норвегии – NORTRA и т.д. Именно они содержат представительства по туризму в других странах, разрабатывают привлекающие туристов программы и обеспечивают поток туристической информации. С их помощью в ряде стран разрабатываются государственные программы стимулирования выездного туризма, которые предусматривают льготы в налогообложении, упразднение погранично-таможенного режима, создание благоприятных условий для инвестиций, увеличение бюджетных ассигнований на развитие инфраструктуры, рекламу на зарубежных рынках, подготовку кадров.

Примером такой страны может служить Греция. Ее правительство предлагает инвесторам помощь в получении кредита по выгодной процентной ставке, скидки по налогам. Ежегодно Министерство национальной экономики Греции объявляет общую сумму помощи инвесторам в туризм.

Государственные программы развития туризма существуют во многих странах мира, которые считают туризм одной из основных отраслей развития своей экономики. Доходы, получаемые государством в виде налога от туристической деятельности, тоже весьма внушительны: в США сумма налогов от туризма составляет 130 млрд долл. в год, в Японии – 70, в Германии – 57 млрд долл.

Что же касается отечественного туризма, то мы этой цифры не знаем, как, впрочем, не знаем и методики расчета платежного баланса, применяемого ныне Центробанком. Надо полагать, что Правительство РФ в процессе «наблюдения» заметило, что Россия в последнее десятилетие превратилась в страну преимущественно выездного туризма и стала ведущим рынком для турфирм Турции, Кипра, Китая, Финляндии, Польши, обеспечивая значительную часть доходов от этого вида деятельности.

Государственная политика в сфере туризма предполагает прежде всего создание правовой базы, позволяющей туризму нормально функционировать в качестве равноправной отрасли в условиях рынка.

Особо важным периодом в становлении национального туризма, по мнению большинства специалистов, является середина прошлого десятилетия, когда рядом Указов Президента и Постановлений Правительства туризм в нашей стране впервые был официально введен в сферу государственных интересов. В основополагающем Указе Президента РФ говорилось: «1. Признать одной из приоритетных задач государства всемерную поддержку развития туризма в Российской Федерации».

Впоследствии эта мысль была продолжена в Федеральной целевой программе «Развитие туризма в Российской Федерации». Программу предполагалось реализовать в два этапа.

Первый этап (1995–1997) включал разработку системы программных мероприятий, направленных на формирование нормативно-правовой базы развития туризма, механизмов государственного регулирования, рекламно-информационного, кадрового и научного обеспечения, а также предполагал развитие материальной базы в рамках реконструкции и завершения строительства туристических объектов, расположенных в районах с наибольшим туристическим потенциалом. Реализация первого этапа программы должна была привести к стабилизации и началу постепенного роста внутреннего и въездного туризма.

Второй этап (1998–2005) предполагал завершение работы по созданию современной системы подготовки кадров для сферы туризма и модернизации существующей материальной базы, а также строительство новых объектов средств размещения и туристической инфраструктуры, развертывание широкомасштабной рекламной кампании по продвижению отечественного туристического продукта на мировом рынке. По мнению составителей программы, реализация второго этапа должна была значительно увеличить рост турпотоков в нашу страну.

Однако, как показывает практика сегодняшнего дня, этого не случилось. Основные положения данной программы, к сожалению, остались невыполненными. Причины известны: отсутствие надлежащего финансирования в ее бюджетной части и несостоятельность соответствующих субстанций в создании необходимого механизма внебюджетной подпитки. Таким образом, эта программа стала всего лишь безуспешной попыткой вернуть в лоно государственного планирования национальный туризм как мощную отрасль народнохозяйственного комплекса.

Важнейшим событием в области туризма стало принятие в 1996 г. Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Данный закон имел огромное значение, так как был призван ликвидировать «белые пятна» в правовом туристическом пространстве. Настоящий закон впервые определил принципы государственной политики, направленные на установление правовых основ единого туристического рынка в РФ, который регулирует отношения, возникающие при реализации права граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристических ресурсов РФ. В норме закона было заявлено, что туризм является отраслью экономики, которой придается одно из главенствующих значений; сформулированы цели и принципы государственного регулирования туристской деятельности. Казалось, что государственные, таможенные, финансовые, административные, транспортные и прочие органы, учреждения и организации, прямо или косвенно занятые в туристической сфере, наконец-то получили долгожданный государственный закон, который обещал стать подлинным путеводителем национального туризма в стране. Тем не менее повседневная практика уже через год показала, что данный закон не может эффективно работать по причине своей несовершенности. Так, например, А. Соколов, возглавлявший Комитет Госдумы по туризму и спорту, говорил: «Да, это пока декларация, но за эту декларацию стоило бороться. Теперь перед нами следующий этап – довести до сознания всех, от кого зависит функционирование отрасли (в том числе, к сожалению, и до высоких государственных лиц), что туризм – это серьезная и престижная сфера, которая может давать крупные и быстрые доходы в бюджет».

Из сказанного следует, что данный закон нуждается в серьезной доработке и существенных дополнениях. Многие даже считают, что закон «Об основах туристской деятельности…» не может быть основополагающим, и следует разработать и принять новый закон «О развитии туризма в Российской Федерации». В этом законе должны быть четко сформулированы цели и задачи развития туризма как сложного межотраслевого социально-экономического комплекса, в котором участвуют все отрасли экономики страны и многомиллионные массы российских и иностранных граждан.

Все же, несмотря на ряд существенных недостатков, настоящий закон имеет огромное значение для развития туризма в цивилизованном ключе: правовой фундамент российского туризма был упрочен этим документом.

Начало XXI в. было отмечено новыми шагами в сфере государственного регулирования туризма. С 1 июля 2002 г. вступил в силу новый Кодекс об административных правовых нарушениях (КоАП). На фоне многих значительных экономических и правовых процессов, происходящих в жизни туристических фирм страны, принятие данного документа не особенно заметили менеджеры и руководители компаний. А между тем этот документ имеет большое значение в регулировании государственно-общественных правоотношений.

Если говорить о конкретных нормах закона, которые могут быть применены к турфирмам, то это нормы, устанавливающие ответственность за административные правонарушения в области предпринимательской деятельности, финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, осуществления рекламы за оказание услуг населению с нарушением санитарных норм и без сертификата соответствия, за нарушение прав потребителя на получение необходимой информации о реализуемом турпродукте и т.д.

В данном Кодексе впервые установлены нормы ответственности за нарушение турфирмами прав ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской документации, за имеющие место в отдельных турфирмах расчеты с туристами в иностранной валюте.

Весьма важным пунктом Кодекса является ответственность перед законом тех турфирм, которые занимаются рекрутским набором рабочей силы за границу без лицензии или с нарушением условий, предусмотренных лицензией.

Принятие данного Кодекса должно произвести положительный эффект, так как будет способствовать более детальной регламентации и упорядочению деятельности турфирм в условиях современного рынка.

Заметным событием в жизни отечественного турбизнеса является утвержденная Правительством РФ концепция федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011–2016 годы», которая направлена на обеспечение в стране правовой, организационной и экономической среды для формирования современной туристической индустрии. В данном документе дана достаточно объективная оценка современному состоянию туризма в Российской Федерации и определены основные факторы, сдерживающие развитие въездного туризма. Концепция также определила основные задачи развития отечественного туризма и сформулировала современные пути их реализации, что теоретически должно значительно продвинуть вперед отечественный туризм.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что с созданием Федерального агентства по туризму при Министерстве спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации правовое поле российского туризма стало постепенно расширяться и принимать более цивилизованные формы, что в конечном итоге должно привести к позитивным результатам в развитии этой сферы экономики в целом.

06.06.2011
Просмотров: 2677

Возврат к списку

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
20 АПРЕЛЯ В 14:00

Приходи познакомиться с институтом в формате оффлайн

Регистрация

Первый Московский Фестиваль рекламы
для школьников «NewSparks»

Прием конкурсных работ до 07 мая 2024 года

Подробнее