вернуться

Модель, матрица, идеал

Наши новости

подписаться

Наши соцсети

Наши новости

подписаться

Наши соцсети

Модель, матрица, идеал

В последние годы в России и за рубежом особый интерес вызывают вопросы адаптации молодых специалистов, только вступающих на трудовой путь. Это объясняется появлением новых реалий рынка труда. Данная тема стала предметом обсуждения на открытом занятии, проведенном доцентом Л.В. Ваньшиной в группе 5ЭДЭ экономического факультета ИГУМО по дисциплине «Организация, нормирование и оплата труда» на тему «Карта компетенций».

В современных экономических условиях требования, предъявляемые организацией, предприятием, фирмой к специалисту, строятся не только на квалификационных характеристиках (знания, умения, навыки), но и на личностных качествах претендентов на вакантную должность.

Инструментом, чаще всего используемым компанией при поиске, отборе и найме новых сотрудников, является карта компетенций.

Карта компетенций (другие названия: профессиональный портрет, портрет идеального сотрудника, модель компетенций, матрица компетенций) составляется с учетом личностных характеристик человека, его способности к выполнению тех или иных функций, типов поведения и социальных ролей. Например:

  • ориентация на интересы клиента;
  • умение работать в группе;
  • напористость;
  • оригинальность мышления.

По сути, карта компетенций представляет собой портрет суперпрофессионала, который идеально подойдет компании.

Модель, матрица, идеал

Лучше всего можно объяснить, что такое карта компетенций, сравнив ее с квалификационной картой – инструментом, тоже используемым в процессе рекрутинга. В квалификационных картах указывается, каким основным и дополнительным образованием должен обладать кандидат, с какими технологиями уметь обращаться, какие иностранные языки знать и на каком уровне, какими сертификатами обладать и т.д. Иными словами, квалификационная карта дает о человеке много информации, но парадоксальным образом позволяет узнать о нем не так уж много.

То, что у претендента есть диплом с отличными оценками и множество других свидетельств его профессионализма, совершенно не позволяет утверждать, что он умеет делать все необходимое на высоком уровне в реальных рабочих условиях. И уж тем более соответствие требованиям квалификационной карты не позволяет сделать ни малейших предположений относительного того, как человек впишется в культуру компании.

Таким образом, можно констатировать, что карта компетенций позволяет преодолеть недостатки квалификационной карты и облегчает работу сотрудников отдела управления персоналом, занятых приемом на работу.

Особенно широко карты компетенций используются иностранными фирмами. Отличительной чертой подхода большинства иностранных фирм к отбору кандидатов в России стало то, что основной упор делается на поиск готовых специалистов. Насыщенность рынка труда профессионалами практически в любой области в настоящее время позволяет без особых проблем найти нужного специалиста. Некоторые компании, достаточно серьезно занимающиеся бизнесом в России, предпочитают, напротив, выращивать свои кадры из выпускников вузов, инвестируя в них немало сил и средств. Обычно это оправдывает себя, так как молодые люди более гибки по восприятию новой для них корпоративной культуры, более энергичны, обучаемы, работоспособны и креативны. Но может быть и неудача, если способность к развитию кандидата недостаточно точно спрогнозирована. Бывают и неудачи другого рода: организация вырастила замечательного профессионала, затратив на его обучение большие средства, но он ушел, потому что фирма-конкурент предложила ему зарплату больше, и потому, что он не впитал в полной мере корпоративную культуру компании, по сути, не лоялен к ней.

Эти проблемы в обсуждении затронули студенты Алена Комисарова, исследовав карту компетенции компании МТС, Дмитрий Папин, акцентировавший внимание на карте компетенций Сбербанк РФ, Александр Бушуев, проанализировавший ситуацию на РЖД. Не надо пояснять, что все представленные компании – лидеры рынка, а значит, их пример можно использовать как показательный.

Занятие прошло на высоком методическом уровне. И было весьма полезным для студентов выпускного курса экономического факультета ИГУМО – как с профессиональной, так и с жизненно важной позиции. Ведь этот учебный год для них – финишный!

Экономический факультет ИГУМО

07.12.2012
Просмотров: 1727

Возврат к списку

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
08 ИЮНЯ В 14:00

Приходи познакомиться с институтом в формате оффлайн

Регистрация

Первый Московский Фестиваль рекламы
для школьников «NewSparks»

Прием конкурсных работ до 07 мая 2024 года

Подробнее