Институт и колледж ИГУМО
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ
ИНСТИТУТА ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Найти на сайте
Арбитражный процесс глазами журналиста

ИГУМО-управление2.jpg

На этой неделе мне удалось поприсутствовать на двух занятиях 4-го курса факультета управления по «Арбитражному процессу», которые ведет заслуженный юрист РФ профессор Александр Алиевич Арифулин.

Как студенту факультета журналистики, далекому от юриспруденции, мне поначалу было очень непросто вникнуть в обсуждаемые вопросы, поскольку не только преподаватель, но и сами студенты, будучи практически дипломированными специалистами, хорошо ориентировались в теме, постоянно ссылались на различные нормативно-правовые акты, оперировали профессиональными терминами, что могло легко поставить в тупик любого неподготовленного слушателя.

Тем не менее, вооружившись базовыми знаниями, полученными на уроках в школе и на занятиях по «Правоведению» в институте, я попытался вникнуть и разобраться в обсуждаемых вопросах, и на поверку все оказалось не так уж и страшно.

Темой посещенных мною занятий были отношения, регулируемые Арбитражно-процессуальным кодексом РФ. Для тех, кто не в курсе, арбитражное судопроизводство связано с делами, касающимися предпринимательской деятельности.

Первая пара была посвящена в основном разбору заданий, которые студенты получали на дом и выполняли самостоятельно, но началось занятие с небольшого доклада на тему особенностей решения споров с участием иностранных лиц. Студентка-спикер Нина Ревзина поведала аудитории о том, какие нюансы определяются в контрактах между организациями и предприятиями из разных стран, какому законодательству они подчиняются, каковы их права и обязанности и какие международные договоры регулируют подобные вопросы.

После кратких дополнений и небольшого обсуждения темы с преподавателем, которая раскрывалась в том числе с приведением примеров из международной судебной практики, началось обсуждение задач, разбираемых студентами дома.

В каждом задании оговаривались определенные условия, представлялась некая ситуация, и нужно было или дать оценку действиям полномочных органов, или же указать, как по закону необходимо поступать в тех или иных случаях. Темы, которые рассматривались в рамках данных заданий, были достаточно обширными. Это и корпоративные споры, и разбор принципов работы арбитражного суда в различных ситуациях, и упрощенное делопроизводство, и многое другое.

Но самое интересное то, как студенты отвечали на поставленные в задаче вопросы. Каждое выступление – не просто краткий и конкретный ответ, а тщательный анализ ситуации со ссылками на конкретные статьи и судебную практику с последовательным осмыслением каждого высказываемого тезиса. Такой подход к решению вопросов, подобные которым наверняка возникнут у юристов уже в ходе их полноценной профессиональной деятельности, кажется очень уместным и даже необходимым для тренировки их мастерства как настоящих специалистов.

Второе занятие было лекционным – на нем рассматривалась тема апелляции и кассации в арбитражном процессе. В частности, были затронуты такие вопросы, как значение апелляции в судебной практике, процедура ее рассмотрения, полномочия судов данной инстанции. Особое внимание было уделено значению апелляции как института реализации права на судебную защиту.

Александр Алиевич начал лекцию с того, чем вообще обусловлено появление судов апелляционной и кассационной инстанций, поведал об истории их становления и развития в мире и в России, а также о том, кто имеет право подавать апелляционную жалобу, какие судебные акты могут быть ее объектом, каковы пределы ее рассмотрения.

На мой взгляд, эта информация может быть полезна далеко не только для студентов-юристов, но и для общего развития абсолютно любого человека, так как затрагиваемые в ней темы не слишком сложны, и при этом данные знания вполне могут пригодиться каждому.

Далее пошло уже углубление в детали. Профессор рассказал о том, в каких случаях в апелляционное судопроизводство могут быть предоставлены дополнительные доказательства, и о вырастающем из этого противостоянии двух концепций – полной и неполной апелляции. Если в первом случае новые материалы принимаются к рассмотрению, то во втором – нет. Профессор осветил такие вопросы, как принципы рассмотрения дел в апелляционной инстанции.

Наконец, были разъяснены различия между кассацией и апелляцией.

Развивая эту тему, с докладом о полномочиях судов апелляционной и кассационной инстанций выступила студентка Анна Максимова. Она рассказала о различиях в сроках подачи жалоб и сроках их принятия, об общих и различных чертах в их содержании, об особенностях подготовительной стадии судебного процесса. Было отмечено, что апелляционная инстанция повторно рассматривает дело по тем же правилам, что и суды первой инстанции, в то время как суд кассационной инстанции дает правовую оценку оспариваемому судебному акту.

В завершение лекции профессор развил мысль о том, что неотъемлемая часть законности – это обоснованность, которую и должны проверять кассационная и надзорные судебные инстанции.

Посещение занятия стало для меня интересным опытом погружения в совершенно иную профессиональную среду со своей особенной атмосферой, а также знакомства с жизнью другого факультета. Это была не только отличная тренировка моих журналистских способностей, но и просто познавательная лекция, из которой я вынес для себя много нового. 

Андрей Ласкин, студент 1-го курса факультета журналистики ИГУМО

07.04.2017
Просмотров: 741

Возврат к списку


ИНТЕРЕСНЫЕ РАЗДЕЛЫ
Об ИГУМО Факультеты Колледж Лица института Абитуриентам Государственная аккредитация Личный кабинет студента Контакты Наш Инстаграмм Сообщество в ВКонтакте Сообщество в Фейсбуке
© 1991-2017 ИГУМО и ИТ. Все тексты и фото подготовлены студентами и сотрудниками ИГУМО и ИТ. Все права защищены.