вернуться

Интеллектуальный катарсис

Интеллектуальный катарсис

Наши новости

подписаться

Наши соцсети

Наши новости

подписаться

Наши соцсети

Интеллектуальный катарсис

Каждый студент театрального факультета знает о загадочном термине «катарсис», сформулированном Аристотелем в его знаменитой «Поэтике». Мы привыкли относить это понятие к театру, но возможен ли катарсис в совершенно другом виде искусства – кино? Целью нашей новой встречи в рамках проекта «Шедевры мирового театра и кино», который проводится на факультете театрального искусства ИГУМО, стала попытка разобраться в этом вопросе, поговорить о творчестве и философии одного из самых значительных и интересных современных кинорежиссеров Дэвида Линча.

Культовый американский режиссер Дэвид Линч – один из плеяды великих «королей ужаса» XX в., один из тех, кто исследует само понятие страха, погружается в него с головой. Его мысли – двери без ключей, ведущие в ту самую синюю шкатулку из «Маллхоланд-Драйва» или в Красную Комнату из «Твин Пикса».

Теоретик и практик трансцендентальной медитации Махариши, в основе которой – чередование бодрствования и сна, Линч вписывается в западную психоделическую традицию Карлоса Кастанеды и Кена Кизи точно так же, как в гармоничную традицию восточного искусства буддизма и индуизма.

В европейской мистической традиции часто противопоставляются две самые сильные страсти – любовь и страх. Вспомним знаменитые слова из культового фильма «Твин Пикс» Дэвида Линча: «Страх открывает одну дверь, а другую — любовь», т.е. эти два состояния символизируют темную и светлую стороны человеческой души.

Линч считает, что страх – самое общечеловеческое чувство, то, что сближает всех нас. Все мы чего-то боимся, и все мы видим сны. Именно в этих двух человеческих свойствах режиссер черпает вдохновение для своей гениальной Вселенной, наполненной ирреальными, фантастическими образами. На каждом шагу зрителя ожидает невероятное событие, тот самый интеллектуальный катарсис. Ведь, глядя на чужие ночные кошмары, пытаясь логически их обосновать, мы изживаем свои собственные страхи.

Дэвид Линч, как никто другой, понимает, что сны – это реализация нашего потаенного, поэтому того, кто хранит в сердце страшную тайну, сны выдадут в первую очередь. Они – проекция тебя самого и, как правило, не самого лучшего тебя.

Дэвид Линч – один из немногих гениальных режиссеров, который умудряется снимать так, что разум отказывается что-либо понимать, но внутренняя интуиция не дает окрестить увиденное бредом. Наоборот, недоумение только подогревает интерес, хочется смотреть снова и снова, пока та самая гармония не выстроится из хаотичных обломков. Хотя еще одна особенность фильмов Линча – в том, что в сам хаос влюбляешься больше, чем в гармонию, в которую он в итоге превращается.

М.П. Седова, старший преподаватель кафедры истории и теории искусства ИГУМО

Следующая встреча в рамках проекта «Шедевры мирового театра и кино» позволит студентам факультета театрального искусства ИГУМО продолжить знакомство с творчеством знаменитого американского режиссера Дэвида Линча.

15.11.2013
Просмотров: 1888

Возврат к списку

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
08 ИЮНЯ В 14:00

Приходи познакомиться с институтом в формате оффлайн

Регистрация

Первый Московский Фестиваль рекламы
для школьников «NewSparks»

Прием конкурсных работ до 07 мая 2024 года

Подробнее