Общие положения
Программа переподготовки Теория и практика психоаналитической психотерапии и психоанализа“, базируется на современном понимании глубинной психологии. Это сложное и многоплановое явление науки и культуры не ограничивается рамками отдельной научной дисциплины, школы, подхода или метода, и может одновременно рассматриваться как:
-
система научных и философских идей, во многом предопределивших характер современного гуманитарного знания;
-
исследовательский подход, предполагающий признание действенности бессознательных факторов поведения и развития индивида и группы и предлагающий специфические методы их изучения;
-
устойчивая герменевтическая традиция, направленная на раскрытие глубинного (неосознаваемого) смысла психических и культурных феноменов;
-
клиническая/психокоррекционная/психотерапевтическая практика, призванная компенсировать глубинные эмоционально-волевые, поведенческие и личностные нарушения психогенной природы;
-
первичная или исходная форма психологической/психокоррекционной помощи в ее современном (немедицинском) понимании;
-
методология самопознания, самораскрытия и личностного роста.
Основная цель данной программы переподготовки Теория и практика психоаналитической психотерапии и психоанализа» – обеспечение высокого уровня практически ориентированного обучения в сфере глубинной психологии и психоанализа в соответствии с российскими и международными образовательными стандартами; интеграция теоретических, методологических и практических знаний в рамках комплексных учебных занятий, проводимых как в лекционной (аудиторной), так и в активно-тренинговой форме.
Предлагаемая программа направлена на достижение следующих учебных задач:
-
освоение слушателями базовых знаний, навыков и технических приемов психодинамических школ психоаналитической психотерапии, а также классического и современного психоанализа;
-
применение подходов и достижений различных школ глубинной психологии и психоаналитической практики для решения конкретных научно-практических и научно-исследовательских задач;
-
организация и проведение постоянно действующих семинаров, аналитических групп, мастер-классов и других образовательных мероприятий, посвященных проблемам и перспективам современной глубинной психологии;
-
возможность прохождения слушателями курсов индивидуальных и групповых психоаналитических тренингов для достижения внутриличностной стабилизации и гармонизации межличностных отношений как базовых условий душевного здоровья и эффективной профессиональной деятельности;
-
включение слушателей в аналитически ориентированную психологическую практику; обеспечение им профессиональной помощи и сопровождения в работе по профилактике и коррекции глубинных нарушений психического здоровья и развития личности;
-
возможность подготовки и публикации научных работ по вопросам развития глубинной психологии, психодинамики и психоанализа;
-
сертификация специалистов в соответствии с действующими образовательными стандартами.
Обучение по программе переподготовки рассчитано на 2 года (2 курса, 4 семестра) и включает два раздела:
-
«Теоретические и методологические основы психоаналитической психотерапии и психоанализа»;
-
«Техника и практика психоаналитической психотерапии и психоанализа“.
Занятия проходят в ИГУМО по очно-заочной форме (в вечерние часы будних дней и в выходные дни). По окончании теоретического и практического курсов слушатели защищают выпускную работу.
Образовательный процесс предполагает не только усвоение знаний, теоретических положений и концепций, составляющих ядро психоаналитического учения, но и выработку навыков психоаналитической работы в рамках практических занятий, прохождение индивидуальных аналитических сессий, групп самопознания и личностного роста.
Слушатели программы переподготовки, начинающие практическую деятельность, получают профессиональную помощь в форме индивидуальных и групповых супервизорских сессий.
Программа переподготовки Теория и практика психоаналитической психотерапии и психоанализа», имеет преимущественно прикладную направленность и предполагает последующее применение изучаемой теории:
-
в научной деятельности при решении исследовательских задач;
-
в преподавательской деятельности при чтении лекций и проведении семинаров;
-
в индивидуальной психологической практике в целях профилактики и коррекции нарушений психического здоровья и развития личности;
-
в семейном консультировании в целях гармонизации межличностных (детско-родительских, супружеских) взаимоотношений;
-
в групповой тренинговой и психокоррекционной работе в целях стабилизации и развития внутригрупповых отношений.
По окончании обучения выпускники демонстрируют знание:
-
основных положений и методов предложенных систем психоаналитической психотерапии;
-
теории, методологии и техники классического психоанализа Зигмунда Фрейда;
-
теории, методологии и техники других, альтернативных фрейдизму, школ глубинной психологии и психоаналитической терапии;
-
истории становления психодинамических учений, различных школ и направлений глубинной психологии, их современного состояния;
-
клинических основ и прикладных направлений психодинамики, указанных в программе, а также смежных дисциплин;
-
основ психоаналитической психодиагностики, классификаций психических нарушений и дисфункций;
-
философских и социально-правовых оснований психоаналитической психотерапии, психоанализа и других форм психологической помощи;
-
основных принципов индивидуальной психокоррекции, психотерапии, психологического консультирования, психотренинга и различных форм групповой работы;
-
теории и техники групповой аналитической работы.
Выпускники вырабатывают такие профессионально значимые личностные качества, как:
-
способность к профессиональной рефлексии и самоанализу;
-
психологическая готовность к применению полученных знаний в условиях конкретной практической деятельности;
-
способность (и готовность) к аналитической работе с материалом индивидуального или группового бессознательного;
-
способность реалистично оценивать собственные возможности и компетентность в конкретной сфере профессиональной деятельности и осуществлять ее рациональную организацию и планирование;
-
умение находить социально приемлемые организационные формы практического применения полученных знаний;
-
открытость новому профессиональному опыту, готовность к дискуссии и обмену опытом в профессиональном сообществе.
По окончании переподготовки выпускники демонстрируют навыки и умения:
-
устанавливать позитивный и доверительный контакт с клиентом (раппорт) и заключать договор об оказании психоаналитической психологической помощи (альянс);
-
проводить психоаналитическую диагностику, в том числе первичное интервью;
-
выбирать наиболее адекватные клиентскому запросу и эффективные методы индивидуальной и групповой работы;
-
в процессе работы с клиентом или группой способствовать преодолению психологического сопротивления и прояснению проблемной ситуации;
-
своевременно и гибко осуществлять психотерапевтическую интервенцию;
-
оказывать эффективную психологическую поддержку клиентам, переживающим психотравму и кризис;
-
формировать у клиентов устойчивый продуктивный контакт с бессознательным;
-
развивать способность клиента активизировать внутриличностные ресурсы и самостоятельно разрешать психологические конфликты;
-
отслеживать и прорабатывать реакции «переноса/контрпереноса» в аналитическом процессе;
-
представлять случаи из профессиональной практики для обсуждения в супервизорских и интервизорских группах.
По окончании переподготовки выпускники получают государственный диплом о переподготовке по про грамме: «Теория и практика психоаналитической психотерапии и психоанализа», с правом на ведение профессиональной деятельности в сфере психоаналитической психотерапии и психоанализа.