вернуться

Факультет психологии - О ценностно-смысловых и морально-этических аспектах поведения личности в современном обществе

Наши новости

подписаться

Наши соцсети

Наши новости

подписаться

Наши соцсети

ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА ГЛАЗАМИ ПСИХОЛОГОВ

ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА ГЛАЗАМИ ПСИХОЛОГОВ

13 марта 2009 года на факультете психологии Института гуманитарного образования и информационных технологий, в рамках Всероссийской студенческой конференции «Проблемы нравственного развития общества», прошел «круглый стол» на тему: «Ценностно-смысловые и морально-этические аспекты поведения личности в современном обществе».

Формат конференции был новым для факультета психологии. Впервые вниманию собравшихся были представлены доклады и преподавателей, и студентов Института гуманитарного образования и информационных технологий. При этом использовались не только теоретические выкладки, но и результаты самих студентов, осмысленные и сгруппированные в соответствии с выводами, к которым они пришли в итоге работы.

Это позволило завязать живую дискуссию, в которой принимали участие мэтры психологии и студенты факультета психологии, делающие в науке только первые шаги. Обмен мнениями между представителями разных поколений наглядно продемонстрировал актуальность проблем, рассматриваемых с разных позиций с целью создания совокупного представления о теме в целом.

Открыл конференцию доклад декана факультета психологии, кандидата психологических наук Е.Н. Юрасовой «Динамика и механизмы формирования нравственности с позиций психоанализа». В нем были освещены общие вопросы формирования внутренних ценностей человека и законы принятия им существующих в любом обществе норм человеческого взаимодействия. Баланс между собственными потребностями и нормами общества во все времена являлся объектом пристального внимания ученых и практиков, имел общечеловеческое значение. Система требований, предъявляемых обществом, и внутреннее нравственное состояние могут обеспечивать психологический комфорт лишь при условии гармоничного сосуществования – это аксиома. А вот как добиться этой гармонии? – вопрос открытый. Динамика становления нравственности — процесс многоступенчатый, требующий определенной атмосферы и собственных усилий, умения жить по общечеловеческим принципам и любить мир во всем его многообразии. С высокой трибуны прозвучали слова, смысл которых не может никого оставить равнодушным: вера, терпимость к окружающим, родительский идеал…

Развитие этой темы нашло продолжение в выступлении студентки 3-го курса дневного отделения факультета психологии Татьяны Романовой, которая изложила теорию нравственного развития Колберга. Доклад был подготовлен ею совместно с однокурсницей Екатериной Кулинцевой. Характеристика этапов развития морально-нравственных суждений у детей и взрослых, наглядно представленная в презентационном материале, достаточно полно отражала суть основных уровней, определяющих «заданность» выбора в разные годы человеческой жизни.

Несколько докладов, как преподавателей, так и студентов факультета психологии Института гуманитарного образования и информационных технологий были посвящены влиянию морально-нравственных принципов на профессиональную деятельность.

Эта тема нашла разработчиков в лице:

— директора Центра планирования карьеры Института гуманитарного образования и информационных технологий С.М.Семеновой, представившей вниманию собравшихся доклад «Этические принципы профессиональной деятельности как основа становления специалиста» (согласитесь, тема имеет общеинститутское звучание!);

— студентки 4-го курса дневного отделения факультета психологии Василисы Клитончик, обнародовавшей результаты собственных исследований, положенные в основу работы «Представления людей о нравственных качествах психолога»; — студентки 3-го курса дневного отделения факультета психологии Юлии Парфеновой, озвучившей доклад, в котором затрагивались вопросы, не сходящие с «повестки дня» — «Ценностные ориентации у специалистов социальной сферы».

Интересный анализ трансформации морально-нравственных ценностей был представлен в выступлениях заведующей кафедрой социальной психологии, кандидата психологических наук Ю.Л. Сорокиной и руководимой ею студентки 3-го курса заочного отделения факультета психологии Светланы Гиль.

Ю.Л.Сорокина на основе психологического анализа представлений о моральном долге у людей разных поколений рассказала о том, как двадцатилетние, тридцатилетние и пятидесятилетние люди представляют себе ответственное исполнение таких социальных ролей, как «дети», «родители», «студенты», «преподаватели».

Светлана Гиль при разработке темы «Отражение нравственных переживаний в песнях разных исторических периодов» провела сравнение того, какие эмоции преобладали в песнях военных лет, 80-х годов и нашего времени. Убедительность и яркость докладу придал объемный прикладной материал – песни, как известно, слушают все.

В нескольких докладах студенты факультета психологии Института гуманитарного образования и информационных технологий представили результаты своих курсовых исследований, которые в дальнейшем можно превратить в достаточно фундаментальный труд:

— Кристина Акопджанян (группа 3пдп1) «Нравственность глазами современной молодежи»;

— Лариса Акимова (группа 2пдп1) «Уровень интериоризации нравственных ценностей современной молодежи»;

— Александр Назаров (группа 2пдп1) «Ценностные ориентации людей разного вероисповедания».

Интересным было сообщение ст. преподавателя кафедры общей психологии Т.Л. Дымент, познакомившей собравшихся с опытом совместного проведения исследования. Вместе со студенткой 2 курса заочного отделения Инной Фоминой они исследовали тему, ставшую названием работы, представленной на «круглый стол» — «Взаимосвязь уровня интеллекта и уровня воспитанности у современных подростков».

Закрывал конференцию ст.преп.кафедры клинической психологии факультета психологии А.М. Шлюханов, выступивший с докладом «Психогенетические аспекты этического поведения». Несмотря на усталость слушателей, тема обсуждалась довольно живо. Впрочем, как и все остальные, вызвавшие немалый интерес аудитории. И это еще раз подтверждает актуальность тематики конференции, проведенной в Института гуманитарного образования и информационных технологий, универсальность ее основной идеи, одинаково злободневной для представителей всех сфер жизни..

03.03.2009

Возврат к списку

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
08 ИЮНЯ В 14:00

Приходи познакомиться с институтом в формате оффлайн

Регистрация

Первый Московский Фестиваль рекламы
для школьников «NewSparks»

Прием конкурсных работ до 07 мая 2024 года

Подробнее