вернуться

Дискуссионный клуб ИГУМО: записки участника

Наши новости

подписаться

Наши соцсети

Наши новости

подписаться

Наши соцсети

Дискуссионный клуб ИГУМО: записки участника

Я беспомощен и несчастен. Я так страдаю и ничего не могу поделать. Да и что я могу сделать, если это не я виноват, а другие поступают плохо? Меня это ужасно расстраивает. Да, со мной тяжело, но я ведь делаю все, что могу. Почему я должен страдать? Разве я это заслужил? Заслужил больше, чем остальные? И почему никто не хочет меня понять? Словно на этом свете я всем лишь мешаю, и все хотят от меня избавиться. Да, возможно, мне стоит пересмотреть взгляды на жизнь. Но я понимаю, что, в сущности, это ничего не изменит. Всем все равно. Я изменюсь только тогда, когда это сделают все остальные…

Звучит отвратительно, правда? Ну, по крайней мере, для меня. Хотя не исключено, что кому-то захотелось пожалеть несчастного, а кто-то узнал в этом «портрете» себя.

И все-таки, наверное, хотя бы раз в своей жизни каждый из нас прокручивал подобные монологи в своей голове и оказывался в роли жертвы, скорее бессознательно, но иногда и осознанно, чтобы получить то, чего хочется, наиболее легким и незатратным путем.

Вот так и я. Не знаю, возможно, как раз желание разобраться в себе и больше не быть такой «несчастной» привело меня на собрание дискуссионного клуба. А еще, наверное, я попала сюда потому, что мне нравится узнавать что-то новое о жизни, о человеке, о себе, и наш институт дает мне много таких возможностей.

Дискуссионный клуб ИГУМО: записки участника

Хотя, если честно, в тот день я была настолько уставшей, что не хотелось вообще никуда идти. Я думала: «О, Господи, как же я хочу спать, а ведь завтра снова к первой паре, и я опять не успею выспаться. Может, вообще „заболеть“? Полежать недельку дома в теплой и мягкой постели и пить горячий чай с медом… Тем более я, как никто, заслужила отдых, ведь у меня исправная посещаемость, да и успеваемость тоже». И тут я поймала себя на мысли, что я жалею себя. Этакая разнесчастная личность. Кто бы мог подумать? А ведь раньше за собой не замечала, не осознавала… хотя, собственно, что в этом плохого? И я решила выяснить.

Я пришла на собрание, увидела в основном взрослых людей и не знала, радоваться мне или огорчаться. Просто не люблю такие контрасты на мероприятиях, требующих обсуждения жизненных проблем. Обычно сразу обостряется конфликт «отцов и детей». Хотя нет, дело даже не в этом. Просто есть люди, слишком яростно отстаивающие свою позицию. Они не приемлют никаких альтернатив, так как верна лишь их точка зрения. И я сразу подумала, что такая беда может приключиться с кем-нибудь из людей постарше, и все наши поиски решения проблемы рискуют зайти в тупик. Но, к счастью, мои опасения оказались напрасными, да и разновозрастная публика лишь придала динамичности и глубины злободневной дискуссии.

Обсуждение началось с вопроса «Что вас сюда привело?». Я услышала самые разнообразные ответы: кто-то признавал, что часто оказывался в роли жертвы, осознанно или неосознанно манипулировал другими людьми, но хотел бы от этого избавиться, ну а кто-то не знал, как себя вести по отношению к такой жертве – жалеть, порицать или же помогать встать на верный путь. Этот вопрос и вывел нас на верную тропу. Начались самые настоящие поиски ответов. А действительно, как сделать так, чтобы жертва перестала быть жертвой, да и вообще – почему она ею становится?

Ответы были различными: «Жертву нужно оставить в покое, ведь это ее жизнь», «Нужно помогать, указывать на ошибки». Но как делать второе, если человек не готов воспринимать критику? Психолог не должен играть роль «спасителя», он должен ненавязчиво подталкивать к тому, чтобы человек сам принимал решения, стараться помочь ему осознать проблему, а не просто, жалея, «погладить по голове». Вместе с тем психолог не должен и давить, говорить «жертве», что она категорически что-то должна менять, иначе он превращается в «преследователя». Эта позиция вытекает из анализа поведения жертвы в книге известного американского психолога Э. Берна «Игры, в которые играют люди» (я взяла с себя слово прочитать, не ссылаясь, как обычно, на свою вечную занятость и усталость).

Кого мы наказываем? Других, так как не они страдают, а может, себя? Жертва всегда хочет быть жертвой, осознает она это или нет. Она винит в своих проблемах других, и именно это превращает ее в человека, «обреченного на заклание», а те, кто призваны ее утешать и избавлять от страданий, становятся спасителями.

Что касается меня, скромного участника этого клуба, то я думаю, что роль жертвы обычно «усваивается» с детства. Человек часто не осознает, не понимает, что он находится в этой роли, и постепенно вживается в нее, в результате чего эта позиция становится обычной реакцией на проблемы. Но очень важно понять, что эта дорога ведет в никуда. Я называю это полусуществованием. Ты словно останавливаешься и больше никуда не идешь. Ты не растешь, не развиваешься, другие делают это за тебя, словно проживают твою жизнь.

В нашем обсуждении было еще много краеугольных камней, и я бы непременно все описала, но, боюсь, на это ушло бы несколько страниц. Да и, в конце концов, вы сами можете прийти, послушать и сделать свои выводы. Темы дискуссий каждый раз разные и затрагивают те или иные психологические проблемы. Скажу лишь, что данную проблему мы разобрали на детали и проанализировали практически все «плюсы» и «минусы», а еще посмотрели отрывки из известных фильмов, где затрагивается эта проблема. Нашли ли мы истину? Да. Каждый решил, что именно для него приемлемо и истинно – с учетом озвученного. Ведь на такие вопросы нельзя ответить однозначно. В общем, только вам решать, быть ли вам слабым, бояться жить или же, ошибаясь и падая, познать мир и себя настолько, насколько это возможно.

Мнение психолога озвучила Наталья Федорова, студентка факультета рекламы и PR ИГУМО

03.12.2012

Возврат к списку

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
08 ИЮНЯ В 14:00

Приходи познакомиться с институтом в формате оффлайн

Регистрация

Первый Московский Фестиваль рекламы
для школьников «NewSparks»

Прием конкурсных работ до 07 мая 2024 года

Подробнее