Есть стереотипы, которые впечатываются в общественное сознание – и руководят им. Кто ставит эти «печати»? – Ну, например, журналисты, которые (вслед за писателями) могут быть зачислены в разряд «инженеров человеческих душ».
Впрочем, есть подозрение, что этот «разряд» самим журналистам показался однажды чересчур серьезным. К тому же, принадлежность к нему накладывала какие-то обязательства, вынуждала думать об ответственности… Да и вообще – думать. Очевидно поэтому в новые времена произошла своеобразная «переквалификация». – Журналистика избавилась, наконец, от скучной «инженерии», и превратилась во «вторую древнейшую» профессию, а сами журналисты присвоили себе гордое звание – «акулы пера».
Не все, конечно. Но этого оказалось достаточно, чтобы названные стереотипы прилипли к профессии – и стали формировать отношение людей как к журналистике в целом, так и к ее представителям в частности.
Не удивительно, что иной раз родители абитуриентов делают страшные глаза, услышав о намерении сына или (упаси бог!) дочери учиться на журфаке. – «Журналистика? Ни в коем случае!» В качестве продолжения напрашивается популярный в свое время оборот из рекламных объявлений: «Секс не предлагать!»
Откровенно говоря, это даже не смешно, а (совсем по Михалкову) «глупо и обидно». И еще – странно. Поскольку подобное отношение к собственной профессии инициировали сами же журналисты. А также те, кто призван готовить журналистские кадры. Например, флагман журналистского образования в России – журфак МГУ им. Ломоносова – не нашел ничего лучшего, чем назвать сборник статей по журналистике уже знакомой фразой – «Вторая древнейшая». И этот сборник входит теперь во все перечни обязательной литературы для студентов журфаков. Чувствуете, как крепко ложится «печать»? Неподражаемый цинизм в том, что печать эта ставится уже в самом начале творческого пути студентов, руками университетской профессуры, которая вообще-то должна знакомить 17-летних ребят с азами иной профессии… Да, люди с кафедр говорят и об ответственности, и о серьезности задач, стоящих перед журналистами в современном меняющемся мире. – Да кто слушает эти общие слова, когда клеймо уже стоит!
Надо сказать, что профессора-от-журналистики оказались малооригинальны. Попросту «сдули» фразу «вторая древнейшая» из названия романа Роберта Сильвестра об американских репортерах. Результат: то, что было всего лишь художественным приемом, стало – характеристикой профессии! Между журналистикой и проституцией (!) люди с научными званиями и степенями поставили знак равенства.
Придумайте эпитет к слову «журналист». – Уверен: первое, что приходит на ум, – «продажный»… Что и требовалось доказать.
Кстати, сама по себе фраза про «вторую древнейшую» – если оценить ее вне контекста – вполне бессмысленна. Разве нет?
Ах, вы о том, что журналисты работают «на заказ», в угоду публике и учредителям, т.е. продают свои способности направо и налево, не гнушаясь порой намеренными подтасовками?
Бывает и такое. И часто. Но, согласитесь, чтобы «продаваться» вовсе не обязательно быть журналистом – есть много других, гораздо более перспективных в этом смысле профессий. А во-вторых, если упомянутая «продажа» обнаруживается – журналистское сообщество реагирует незамедлительно и довольно жестко. В тюрьму, конечно, не сажают, но репутация «продавшихся» в профессиональной среде подрывается раз и навсегда.
Из той же оперы – «акулы пера», в ряды которых стремятся многие молодые люди, интересующиеся журналистикой. Еще один стереотип. Звучит, может, и красиво, а на поверку – несусветная чушь. В самом деле: акула – это ведь хищная безмозглая тварь, которая жрет все, что на глаза попадется – будь то смелые серфингисты или, скажем, старые автомобильные покрышки. Главное – «подтвердить статус».
Любопытный нюанс: дыхательная система акулы устроена таким образом, что вынуждает ее непрестанно двигаться, прогоняя воду через легкие, – иначе утонет. – К чему это я?
А вот к чему.
Так называемые «акулы пера» по своему отношению к делу
В конце концов, какое это имеет отношение к профессии? – Никакого. Если же
Безусловно, есть черты характера, которые помогают добиться успеха в профессии. Но стричь всех под одну гребенку, считая, что журналистика – для людей наглых, беспринципных, неразборчивых в средствах – это уже явный перебор.
Мы – разные. Но ведь и области применения наших способностей в журналистике – тоже разные. И, скажем, репортер отдела новостей по своим личностным характеристикам мало похож на политического обозревателя, хотя оба они – коллеги-журналисты. В связи с чем очень странно мне было найти в одном из тестов журфака утверждение, что, мол, из четырех возможных типов психического склада для журналистики годится лишь «сангвиник»…
Дело не в темпераментах – не они составляют суть профессии. А в чем она, суть?
В профессиональной журналистской среде бытует поговорка: «Хорошо пишет тот, кто хорошо думает». И это не случайно. Внимание к людям, умение работать с информацией, оперативно оценивая факты и события, способность формулировать и грамотно излагать свою точку зрения по вопросам, интересующим общество, — может быть, суть в этом?
Если так, должно быть ясно: нахрапом здесь мало чего добьешься.
И еще одно, самое главное. Не знаю, как насчет «звездного неба над головой», но есть «нравственный закон во мне». Должен быть. Совесть – думаю, это и есть ключ к пониманию сути журналистики. К счастью, большинство коллег руководствуются именно ею, собственным примером опровергая прилипшие к профессии неумные ярлыки и стереотипы.
Андрей Вячеславович Папушин
зав. кафедрой практической журналистики и редакционно-издательского дела факультета журналистики ИГУМО, профессор

Дизайнеры выиграли премии от Фонда «Наука. Искусство. Технологии»

Студенты провели фотосессию для ветеранов района Измайлово

Студенты создают контент для МХТ им. А.П. Чехова

«Кабинет Хранителя» – выставка Андрея Безукладникова в ИГУМО

ИГУМО проводит фестиваль анимации и иллюстрации для молодых авторов

Провинциальная Россия в фотопроектах Алексея Мякишева

Студенты ИГУМО создали постеры для выставки «Внимание, земляне!»

Фотографы побывали на выставке Ивана Филимонова