все новости института

В формате вселенского заговора, или от любви до… раздела имущества

Наши новости

подписаться

Наши соцсети

В формате вселенского заговора, или от любви до… раздела имущества

Судейский корпус неоднократно убеждался: нет более изощренных разбирательств, чем раздел имущества между людьми, еще недавно связанными крепкими узами брака. Особенно если речь идет о приличных активах – дорогостоящей недвижимости, солидных денежных накоплениях, автотранспорте. Как ни грустно осознавать, «разменной монетой» в ходе таких процессов нередко становятся дети. Надломленная психика и ранимость возраста в расчет практически не берутся. Стороны «упражняются в изобретении» все новых и новых доводов, при этом мотивом вчерашних супругов может стать не только голый расчет, но и «спортивный интерес».

В стенах Зала суда ИГУМО подобные процессы проходят с завидной регулярностью. Сторонами становятся самые различные фигуранты вплоть до сказочных героев. Судейские чиновники, разумеется, тоже студенты. Преподаватель на процессе – лишь консультант, который подсказывает участникам, как выйти из самой сложной ситуации, уточняет формулировки, следит за порядком разбирательства, добиваясь безукоризненного соблюдения всех тонкостей судебного процесса, ведь, несмотря на внешнюю убедительность, студенты юридического факультета не просто «играют в суд», а учатся – адвокатскому мастерству, прокурорской принципиальности, беспристрастности судей.

В формате вселенского заговора, или от любви до… раздела имущества

Уже не первый раз в амплуа такого консультанта выступает любимый преподаватель студентов юридического факультета, мастерски вводящий их в сложный и потрясающе интересный мир права, – доктор юридических наук, профессор, ректор института Марина Владимировна Волынкина.

– В судебном учебном процессе, проведенном 16 марта 2012 г. на юридическом факультете ИГУМО, все было максимально приближенно к жизни. Однако его особенностью стало противостояние двух курсов – 2-го и 4-го, – комментирует профессор М.В. Волынкина. – Естественно, старшекурсники стремились «показать класс», а их младшие товарищи – «не ударить в грязь лицом» перед столь серьезными оппонентами. Подготовка, можно сказать, шла 24 часа в сутки и была такой напряженной, что многие участники уже до самого заседания переживали эмоциональный шок. Дело доходило до слез. Не только в директории юридического сообщества, но и в социальных сетях превалировала исключительно юридическая тематика. За две недели процесс, набирая скорость, не просто превратился в снежный ком, стремительно катящийся с горы, но и обрел все признаки лавины.

Максимум внимания, сконцентрированного на доказательственной базе, многочисленные комбинации и вариации на тему, возникавшие вплоть до последнего дня (вернее, ночи), привели к созданию хитроумной правовой ситуации в целом. Показательно, что подкреплена она была стопроцентно «достоверной» документацией. Свидетельства о праве собственности, договоры подряда, справки об оказании медицинских услуг, копии паспортов, шенгенские визы, доверенности, даже лицензии на право заниматься определенным видом деятельности были, по сути, абсолютной копией настоящих документов.

В формате вселенского заговора, или от любви до… раздела имущества

Поверьте, что те сложные юридические нюансы, которыми изобиловали исковые требования сторон, ставили в тупик даже матерых профессионалов, и поэтому было принято решение об усилении корпуса судей: помимо двух студенток 4-го курса юридического факультета ИГУМО в него вошла декан факультета – кандидат юридических наук, доцент О.А. Кондратенко.

И вот Час Икс наступил! В Зале суда кипели настоящие судебные страсти, а участники учебного процесса настолько вошли в образ, что, казалось, уже и не соотносят себя с юридическим факультетом, а реально живут жизнью героев судебного сценария.

В формате вселенского заговора, или от любви до… раздела имущества

Реалии его таковы. В суд с заявлением о разделе совместно нажитого имущества обратилась гражданка Орлова, на попечении которой после официального развода остались трое детей. Бывший супруг, в свою очередь, заявил встречные исковые требования, утверждая, что часть претензий истицы необоснованна и предложенная схема раздела имущества его не удовлетворяет.

Надо сказать, что на протяжении совместной жизни супруги немало потрудились, да еще и получили наследство, поэтому делить им предстояло немало: большую квартиру в Москве, загородный дом с солидным участком в Подмосковье, дом в соседней области, автомобиль, миллионные банковские счета и даже виллу в Греции (которая «была куплена» ответчиком в день, предшествовавший судебному разбирательству, – именно в это время сторона истца решила «подкинуть» ответчику новую элитную недвижимость).

В ходе разбирательства выяснилось, что последний год ответчик провел вне семьи, не ведя со своей супругой совместного хозяйства, но, однако же, оставив ей значительные средства и собственный автомобиль. Именно на этот период и пришлась покупка недвижимости за границей. А еще произошли странные метаморфозы с автомобилем, который вроде бы побывал в аварии по вине супруга, но ремонтировать его пришлось жене. Бывший супруг участие в ДТП полностью отрицал, тем более что справки о затратах на лечение, предоставленные его некогда второй половиной, указывали на ухудшение ее здоровья как раз в результате дорожно-транспортного происшествия (правда, гражданка Орлова уверяла, что эта формулировка имеет иной смысл – она была сбита машиной). Однако странная непредусмотрительность предусмотрительной дамы, не сохранившей нужного договора страхования, поставила некоторые ее доводы под сомнение. При этом энергия адвоката истицы просто «зашкаливала». Даже усидеть на месте ему было трудно, каждую реплику он произносил, активно перемещаясь в пространстве. Да что уж тут говорить, если даже «матерые» старшекурсники, в активе которых это был не первый учебный процесс, признавались, что перенесли в Зале суда настоящий стресс!

Впрочем, внешне все шло как по маслу. Частный детектив, «раскопавший» виллу в Греции, обнаружил также неизвестные дотоле счета на имя Орлова, которые, по утверждению последнего, содержали оборотные средства его бизнеса, а не средства дохода, рассматриваемые как вложения в общий семейный бюджет. К тому же часть средств легла на эти счета уже после расторжения брака. И опять всплывали суммы, которые стороны оспаривали как фальсифицированные с целью «наказать» бывшего супруга или не озвученные в ходе предварительного разбирательства, чтобы сокрыть их от второй половины. В общем, суду приходилось быть в состоянии постоянной «боевой готовности», тем более что на доказательства обе стороны явно не скупились, часто выдвигали ходатайства о приобщении того или иного документа к делу. К тому же свое слово вставляли органы опеки. Даже у зрителей голова шла кругом, и эмоционировали они, как на настоящем процессе, вставая то на одну, то на другую сторону!

В формате вселенского заговора, или от любви до… раздела имущества

«Не поверите, но в ходе подготовки к процессу у меня возникло ощущение вселенского заговора», – так образно и емко высказался еще накануне судебного заседания адвокат ответчика.

И неудивительно! Действия сторон были непредсказуемыми, «изобретение вновь открывшихся обстоятельств» вызывало не просто бурную реакцию, а настоящую жажду реванша, заставлявшую вновь и вновь усиливать собственную позицию.

Много было и свидетелей, в том числе дети, которые, надо сказать, весьма корректно отзывались о родителях, но высказывали пожелание остаться жить с мамой, в привычных условиях. В результате ответчик выступил с заявлением об отказе от своей доли в праве собственности на московскую квартиру, безоговорочно уступил бывшей жене автомобиль, но остался непреклонным в решении о разделе оставшейся недвижимости (за исключением зарубежной, которую считал неделимой, поскольку в то время уже не проживал в семье), претендуя на ее ½ часть.

Судебное заседание, спрессованное в одну учебную пару, было настолько стремительным и головоломным, что уважаемый суд объявил перерыв для вынесения решения, так как ему потребовалось время для изучения представленных новых доказательств, высыпавшихся, как из рога изобилия.

В формате вселенского заговора, или от любви до… раздела имущества

Конечно, судебный процесс не был лишен шероховатостей, но он и не претендовал на статус совершенного. Нельзя забывать, что он был учебным, и основной целью его была выработка у студентов юридического факультета ИГУМО профессионального взгляда на судебную систему в целом, определенной стрессоустойчивости, которую невозможно обрести в настоящем процессе, если ты не переживал этого состояния раньше. Будущие юристы должны осознавать, что такие навыки, как отслеживание своевременности вопросов в ходе перекрестного допроса, четкость формулировок, выверенность момента заявления дополнительных требований, апелляция к правовым нормам, умение выдерживать собственную позицию, не впадать в ступор от неожиданных ремарок, ясно выражать свою мысль, приходят не вдруг, а требует высокого профессионализма, основы которого закладываются в годы учебы на юридическом факультете. Это – отличная школа!

В начале недели будет готов студенческий вариант судебного решения. Его пишут члены судейской коллегии юридического факультета ИГУМО – студентки 4-го курса. В среду профессор М.В. Волынкина и декан О.А. Кондратенко вынесут окончательный судебный вердикт.

Для «закрепления пройденного материала» 21 марта на юридическом факультете ИГУМО пройдет специальное факультативное занятие, на котором будут детально разобраны все «плюсы» и «минусы» состоявшегося учебного процесса и объявлено судебное решение! К слову, гости, побывавшие на заседании в качестве вольных слушателей, с трудом дожидаются вердикта. И правда, все было настолько захватывающе, что они ждут продолжения «сериала».

Но уже сейчас хочется сказать студентам 2-го и 4-го курсов юридического факультета ИГУМО о том, что они герои, оправдавшие ожидания своих педагогов!


Возврат к списку

ВСЕ НОВОСТИ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
20 АПРЕЛЯ В 14:00

Приходи познакомиться с институтом в формате оффлайн

Регистрация

III Московский молодежный
фестиваль фотографии

Прием конкурсных работ
deadline 03.04.2023

Подробнее

Первый Московский Фестиваль рекламы
для школьников «NewSparks»

Прием конкурсных работ до 07 мая 2024 года

Подробнее