В четверг 15 декабря 2011 г. старший преподаватель кафедры этики и эстетики, искусствовед Наталья Геннадиевна Вострикова в рамках программы Университета культуры ИГУМО провела интереснейшую лекцию на тему «Средние века вокруг нас: трансформация восприятия готического искусства от Возрождения до XXI века». Высококвалифицированная, увлеченная и влюбленная в свой предмет, Наталья Геннадиевна сумела создать в аудитории неповторимую атмосферу, заинтересовать собравшихся историей развития готического искусства, уходящего корнями в глубину веков.
Многие деятели культуры, художники, архитекторы, писатели, музыканты всех времен и народов по-разному отзывались о готическом искусстве, но равнодушных среди них не было никогда.
Готический стиль стал завершающим этапом в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы (между XII и XV–XVI вв.). Это искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике, оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению.
И действительно, пронзающие небо шпили символизируют божественную суть готического искусства. А когда солнечный свет проходит через многоцветные витражи, оставляя цветные блики, когда огромное пространство залито светом, возникает ощущение свободы, таинственности и божественности.
Этим обусловлено невероятное восприятие этих памятников архитектуры: через призму эмоций и ощущений. Посетители готических храмов и монастырей чувствуют либо величие и божественность соборов, либо дискомфорт от их массивности и фантастической игры красок, которые словно подавляют все земное, ставят под сомнение смысл обыденной жизни.
Новым отношением к готике – через призму романтизма – мы обязаны в первую очередь Виктору Гюго. Благодаря его роману «Собор Парижской Богоматери» мы с вами можем побывать в самом центре Парижа. Как выяснилось, незадолго до выхода романа в свет был подготовлен проект по сносу этого памятника культуры и архитектуры, к тому времени заброшенного и частично разрушенного, словно подавляющего праздную парижскую публику. Однако после появления романа, сразу ставшего невероятно популярным, отношение к собору изменилось – люди выступили против сноса храма, собирали деньги на его восстановление. И оно свершилось! Собор Парижской Богоматери отреставрировали, и теперь он во многом – лицо архитектуры Парижа. После В. Гюго готика стала синонимом всего таинственного, мистического, гармоничного, волшебного, непонятного, но величественного.
Не удивимся, если многие из участников встречи захотят перечитать упомянутую книгу или пересмотреть фильмы (к примеру, о Дракуле), потому что интерес к данной теме был действительно живой.
Нельзя отрицать, что и по сей день готика окружает нас и приносит в нашу размеренную рациональную жизнь нечто волшебное и мистическое. Возникшая относительно недавно готическая субкультура обрела среди молодежи немало последователей. Дело не только в имидже, который хорошо знаком нам всем, у «готов» – своя философия, «замешанная» на романтике мистики с ее героями, непохожими на других, протестующими против обыденности, не стесняясь порой демонстрировать достаточно извращенные формы самоутверждения, «вытащенные» из самых мрачных закоулков подсознания. Но раз уж такая субкультура существует, ее надо если и не принимать, то понимать.
Содержательное повествование, иллюстрированное множеством убедительных примеров, высоко оценили ректор ИГУМО М.В. Волынкина, проректор по учебной работе института К.А. Магомедов, ученый секретарь М.И. Могачев, зав кафедрой романо-германской филологии Е.Б. Яковенко, начальник отдела информационной политики Л.Б. Ходыкина, преподаватели, студенты юридического факультета и факультета журналистики.

Дизайнеры выиграли премии от Фонда «Наука. Искусство. Технологии»

Студенты провели фотосессию для ветеранов района Измайлово

Студенты создают контент для МХТ им. А.П. Чехова

«Кабинет Хранителя» – выставка Андрея Безукладникова в ИГУМО

ИГУМО проводит фестиваль анимации и иллюстрации для молодых авторов

Провинциальная Россия в фотопроектах Алексея Мякишева

Студенты ИГУМО создали постеры для выставки «Внимание, земляне!»

Фотографы побывали на выставке Ивана Филимонова