все новости института

Студенты обсуждают глобальные проблемы цивилизации

Наши новости

подписаться

Наши соцсети

Наши новости

подписаться

Наши соцсети

Студенты обсуждают глобальные проблемы цивилизации 1

Как решать глобальные проблемы современной цивилизации? Что такое социальные качества человека? Не преувеличены ли суждения об общественной природе человека, и если нет, то где проходит граница между социальным и личным? Эти и другие вопросы поднимались 28 мая 2014 г. в ходе семинара по философии в группе 1ЖДЖ1, прошедшего в режиме открытого занятия. Тема обсуждения – социальная философия и глобальные проблемы современного человечества. Преподавание этой дисциплины на 1-м курсе факультетов журналистики и лингвистики осуществляет кандидат философских наук, доцент кафедры общественных наук Е.Г. Бразуль-Брушковский.

Трансформация представлений о целях и задачах высшего образования диктует и необходимость изменений традиционных схем обучения. Среди новшеств курса в этом году – коллективная форма работы над анализом текстов-первоисточников. Введенная в ИГУМО балльно-рейтинговая система оценивания знаний студентов требует более интенсивной работы преподавателей, но и к студентам предъявляет повышенные требования. А поскольку просто пересказывать прочитанное в учебнике или скопированное из Интернета не интересно ни тем, ни другим, одним из возможных выходов является обращение к произведениям самих философов.

Поэтому – и с учетом значительного количества учащихся – студенты делятся на рабочие группы, состоящие из 4–5 человек. Каждая такая группа получает в качестве домашнего задания к следующему семинару фрагмент текста, который необходимо прочитать, осмыслить и быть способным высказать свое (но аргументированное!) мнение.

Студенты обсуждают глобальные проблемы цивилизации 2

Опыт второго семестра 2013–2014 учебного года показал, что такой подход оправдывает себя. Среди текстов, которые обсуждали журналисты на семинарских занятиях по философии в этом году, – Платон и Сенека, Декарт и Кант, Кьеркегор и Ницше, Витгенштейн и Сартр, Сепир и Уорф и многие другие. Конечно же, фрагменты произведений упомянутых философов далеко не всегда легко доступны для понимания. Зато, читая и анализируя их, студенты учатся самостоятельно мыслить, не полагаются на уже готовые ответы, продумывают жизнь и мир сами, и это самое ценное, это составляет смысл образования.

На этот раз среди предложенных к обсуждению фрагментов работ – эссе Бертрана Рассела, тексты Збигнева Бжезинского, Конрада Лоренца и Аурелио Печчеи. Написанные в разное время, работы эти по-прежнему актуальны, так как заставляют задуматься о том, где искать нравственные опоры современного общества, как возможно трансформировать его, чтобы избежать тех опасностей – политических, экономических, социальных, которые уже наводнили жизнь человека XXI в.

Полезным оказался и опыт написания – нет, не печально известных рефератов, а действительно самостоятельных эссе на развитие аналитического мышления. За этим, возможно, скучноватым названием скрывается чрезвычайно интересный результат, поскольку студенты писали эссе о… любви. Несмотря на кажущуюся простоту темы, связное изложение мыслей об этом удалось далеко не всем. Однако практически все работы были написаны искренне, зачастую с очень глубокими и одновременно трогательными попытками осмысления личного опыта. По итогам обсуждения журналисты-первокурсники охотно согласились вернуться к этой теме в следующем учебном году, проведя нечто вроде импровизированного круглого стола. Итак, до встречи осенью!

Кафедра общественных наук


Возврат к списку

ВСЕ НОВОСТИ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
08 ИЮНЯ В 14:00

Приходи познакомиться с институтом в формате оффлайн

Регистрация

Первый Московский Фестиваль рекламы
для школьников «NewSparks»

Прием конкурсных работ до 07 мая 2024 года

Подробнее