Институт и колледж ИГУМО
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ
ИНСТИТУТА ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Найти на сайте
Развиваем учебную активность студентов, или С февраля – на балл!

Развиваем учебную активность студентов, или С февраля – на балл! 1

1 октября в ИГУМО стартовала очередная программа повышения квалификации преподавателей. Одна из целей этой программы – обмен опытом внедрения балльно-рейтинговой системы оценки учебных достижений студентов и дальнейшее развитие этой системы, которая, как показывает и наша собственная, и общероссийская, и мировая практика, позволяет значительно активизировать учебный процесс и сделать его более эффективным. Напомним, что решением ректората полное переведение оценки работы студентов на балльно-рейтинговую систему намечено на февраль будущего года.

Первое занятие программы повышения квалификации открыл проректор по учебной работе ИГУМО, доктор технических наук, профессор Курбан Ахмедович Магомедов:

– В этом году мы успешно прошли государственную аккредитацию, подтверждением высокого уровня нашего вуза стало также получение Сертификата качества Научно-исследовательского института мониторинга качества образования. Но тщательная проверка нашей работы – и самопроверка, которая продолжалась несколько месяцев, и проверка государственной комиссии – показала, что по ряду направлений нам надо действовать более активно. Одним из этих направлений является развитие балльно-рейтинговой системы оценки работы студентов.

Развиваем учебную активность студентов, или С февраля – на балл! 2

Традиционные формы контроля, в первую очередь зачеты и экзамены по итогам освоения дисциплины, явно недостаточны, могут быть необъективными. Контроль должен быть не одномоментным, а постоянным, проводимым в течение семестра, и проходить в разных формах, таких как собеседование, выполнение творческих заданий и проектов, тестирование, контрольные работы и т.д. За каждое выполненное задание студент должен получать определенное количество баллов, которые накапливаются и играют роль при сдаче экзамена или зачета (и при допуске к ним). Применение балльно-рейтинговой системы должно сочетаться с самостоятельной работой студентов, причем оценочные средства должны одновременно быть и средствами обучения.

Развиваем учебную активность студентов, или С февраля – на балл! 3

Переход на эту систему начался в нашем институте два года назад, и сейчас ею пользуются 59 преподавателей, как штатных, так и внешних совместителей и почасовиков. Достигнуты определенные успехи, но есть и проблемы, нерешенные вопросы. Сегодня своим опытом работы по балльно-рейтинговой системе поделятся некоторые из наших ведущих преподавателей.

– Мы ставим определенные баллы за самые разные виды деятельности – и за само присутствие на занятии, и за выступления, анализ критических и научных статей, выполнение творческих заданий, – сказала заведующая кафедрой теории и истории журналистики, кандидат педагогических наук Светлана Георгиевна Агафонова. – Обучение журналистике невозможно без увязывания вновь получаемой студентами информации с тем, что они уже знают или должны знать, и проверка этих знаний тоже дает возможность ставить определенные баллы. Наш принцип – вести со студентами разговор по существу, как с партнерами, в ходе живого общения. Считаю, что дистанционное обучение не дает должного эффекта. Если студент в ходе семестра накапливает 80 баллов, то 20 баллов он вполне может добрать на зачете…

Развиваем учебную активность студентов, или С февраля – на балл! 4

Заведующая кафедрой психологии труда и психологического консультирования, кандидат психологических наук, доцент Мария Владимировна Борисова рассказала о своем опыте использования балльно-рейтинговой системы при реализации студентами групповых проектов и проведении тренингов, в частности тренинга «Управление конфликтом». Нередко возникает такая сложность, как невыполнение задания в срок, и тогда приходится вводить систему отработок, чтобы студенты могли набрать дополнительные баллы.

– Работа по балльно-рейтинговой системе близка к такому способу организации учебного процесса, как кредитно-модульная система, по которой у нас накоплен большой опыт, – так начал свое выступление декан факультета иностранных языков, кандидат философских наук, доцент Евгений Георгиевич Бразуль-Брушковский. – Она стоит на двух «китах» – это текущий контроль и модульный контроль, который, по нашему мнению, должен проводиться дважды в семестр. Преимущества такой системы: она дисциплинирует студента, стимулирует его, в том числе к самостоятельной работе, она прозрачна, баллы зарабатываются по накопительному принципу. Среди недостатков отмечу возрастание объема внутривузовской документации и тот факт, что часто происходит стимулирование лишь «внешней» мотивации студентов, а надо, чтобы они стремились не только к формальному накоплению баллов, но и к качественному усвоению учебной информации.

Развиваем учебную активность студентов, или С февраля – на балл! 5

– Балльно-рейтинговую систему я начала вести еще в колледже, – сказала заведующая кафедрой русского языка и литературы, кандидат филологических наук, профессор Руфина Михайловна Козлова, – и через некоторое время приятно было слышать от студентов, что эта система их действительно мотивирует. Мой опыт показывает, что очень важно сразу, на первом же занятии объяснить студентам «правила игры», т.е. каким количеством баллов будет оцениваться та или иная работа. Особо должны оцениваться творческая деятельность и умение работать с источниками информации. Некоторые трудности возникают на «коротких» курсах, например в 24 часа, в течение которых студентам непросто накопить нужное количество баллов. И, конечно, требуется время на «арифметику» – подсчет баллов по нарастающему итогу. Однако можно, на мой взгляд, доверять студентам считать баллы самим…

– Специфика нашего факультета заключается в том, что у нас много оценочных заданий, – подчеркнул заведующий кафедрой английской филологии доцент Илья Владимирович Куреня. – Мы стараемся активизировать работу студентов, и в целом их удается заинтересовать: ребята то и дело просят показать им их рейтинги. Есть и определенная проблема: большое количество заданий приводит к уменьшению их цены в баллах…

Развиваем учебную активность студентов, или С февраля – на балл! 6

Заведующий кафедрой дизайна Евгений Леонидович Овчинников рассказал о специфике использования балльно-рейтинговой системы при освоении своей творческой специальности. Система дает результаты, отметил он, студенты борются за каждый балл, стремятся подготовить свои работы к просмотру наилучшим образом. Довольно большое количество баллов следует давать за работу студента на занятии, поскольку, если он посещал их редко, а к экзамену принес что-то выдающееся, возникает вопрос: а он ли это создал?..

– Убежден, что баллы можно и нужно не только давать, но и отбирать – за попытки списать или подсказать, за нарушения дисциплины, – сказал, завершая первую учебную встречу преподавателей, ученый секретарь нашего института, кандидат юридических наук, профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин Михаил Иванович Могачев. – Кроме того, работу по этой системе надо начинать с первого курса: в прошлом году я вводил ее на пятом курсе и понял, что ее нужно реализовывать не просто раньше, а именно с начала обучения. Хороший эффект дает такая форма, как блиц-опросы (ее успешно реализует на занятиях с юристами наш ректор Марина Владимировна Волынкина). Что касается форм проверки, то, считаю, нельзя ограничиваться только компьютерным тестированием 2–3 раза за семестр. Надо, чтобы студенты учились не только отмечать правильные ответы, но и формулировать свои мысли самостоятельно.

М.И. Никитин, профессор ИГУМО

04.10.2013
Просмотров: 1371

Возврат к списку


ИНТЕРЕСНЫЕ РАЗДЕЛЫ
Об ИГУМО Факультеты Колледж Лица института Абитуриентам Государственная аккредитация Личный кабинет студента Контакты Сообщество в ВКонтакте Сообщество в Фейсбуке
© 1991-2016 ИГУМО и ИТ. Все тексты и фото подготовлены студентами и сотрудниками ИГУМО и ИТ. Все права защищены.