все новости института

Работа с текстом – сложно, но интересно

Работа с текстом – сложно, но интересно

Наши новости

подписаться

Наши соцсети

Наши новости

подписаться

Наши соцсети

В феврале исполнилось 3 года общеинститутскому проекту «Одаренные дети». За этот непродолжительный период количество пользователей нашего интернет-портала достигло 15 тысяч. С каждым днем эта цифра увеличивается, а вместе с ней растет число участников интеллектуальных состязаний, проводимых на сайте. В связи с этим возникает необходимость привлекать еще больше студентов-волонтеров к проверке конкурсных материалов.

Процесс оценки детских работ только на первый взгляд кажется простым. На деле он требует много знаний и умений. Чтобы подготовить студентов ИГУМО к этой деятельности, сотрудники вуза решили провести для потенциальных членов жюри мастер-класс. В рамках мероприятия филолог, преподаватель русского языка и литературы Руфина Михайловна Козлова, которая сама не раз проверяла конкурсные работы, рассказала всё об анализе и оценке текстов. Мы решили продублировать эту ценную информацию на сайте ИГУМО, чтобы вы использовали ее при необходимости.

Работа-с-текстом_слайдер-ИГУМО_2.jpg

На что обращать внимание при анализе и оценке текста?

По словам Руфины Михайловны, необходимо четко понимать, что такое текст. Преподаватель отметила, что его основными признаками являются композиционная и структурная цельность, смысловая связность, соответствие теме и завершенность.

Как правило, любой текст пишется по условному плану. В первой части автор обозначает тезис, который должен быть четким, ясным и понятным. Далее он приводит аргументы, доказывающие или опровергающие заявленный тезис. Чтобы убедить читателя в своей правоте, необходимо употребить как минимум два аргумента. Если вы укажете намного больше, то перегрузите свой текст и отвлечете внимание читателя, что совершенно недопустимо. В третьей части текста нужно сделать вывод.

Итак, условный план любого текста:

1.      О чем ты хочешь сказать?

2.      Так скажи это!

3.      Так о чем же ты сказал?

При проверке конкурсных работ необходимо следить, чтобы текст соответствовал указанному плану. Если отсутствует одна из частей, то важно указать на это в рецензии. Также нужно обращать внимание на смысловую целостность работы и соответствие аргументов заявленному тезису.

По словам Руфины Михайловны, следует помнить, что в сочинениях, как правило, используется публицистический стиль, который дает автору возможность добавлять в текст собственные эмоции. Обычно это достигается за счет средств художественной выразительности, таких как метафоры, метонимии, сравнения, гиперболы, литоты и т.д. Допускаются и даже приветствуются использование и преобразование устойчивых оборотов речи. Такой подход всегда подкупает членов жюри и «цепляет» читателя.

При этом чрезмерная эмоциональность в тексте мешает восприятию информации и часто расценивается негативно. Если вы чувствуете, что автор конкурсной работы перегружает свой текст средствами выразительности, обязательно укажите это в рецензии.

При оценке конкурсных работ стоит обращать внимание и на тип текста. Соответствует ли он заданию? Если участнику было предложено написать рассуждение, а он прислал на конкурс фантастический рассказ, то его работа не может занять призовое место.

Как определить тип текста? В описании автор называет предмет/явление, затем с помощью прилагательных раскрывает его характеристики и в заключение делает вывод. В рассуждении обозначается тезис, который в дальнейшем подтверждается или опровергается, а в конце подводится итог. В повествовании обычно есть несколько частей: экспозиция, завязка, кульминация и развязка.

Работа-с-текстом_слайдер-ИГУМО_3.jpg

Как написать рецензию к конкурсной работе?

Вторая часть мастер-класса была посвящена написанию рецензий. Обычно они не просто высылаются участникам интеллектуального состязания в качестве обратной связи, но и публикуются в сборниках лучших конкурсных работ. Именно поэтому рецензии студентов ИГУМО должны быть очень точными и грамотными.

По словам Руфины Михайловны, самое главное – чтобы объем рецензии не превышал 20% объема самого текста.

Рецензия имеет трехчастную композицию. Первый блок можно назвать реферативным – в нем необходимо очень кратко рассказать концепцию конкурсной работы. Вы должны ответить на вопрос, о чем пишет автор.

Вторая часть рецензии должна содержать оценку, подкрепленную фрагментами из оригинала. Например, если вы пишите, что безусловным плюсом материала является использование тропов, то обязательно укажите самые яркие и запоминающиеся.

Третья часть вашей рецензии должна содержать небольшой вывод или обобщение сказанного.

Чего точно не стоит делать при написании рецензии? Во-первых, подробно пересказывать текст оригинала, во-вторых, использовать чрезмерное количество цитат.

В завершение встречи преподаватель отметила, что мнение студентов, которые первыми проверяют работы школьников, чрезвычайно ценно. Именно они выбирают из сотен текстов самые достойные, а затем еще и пишут к ним рецензии. Читая их, эксперты составляют определенное мнение о присланных работах. Можно сказать, что рецензии определяют судьбу текста. Именно поэтому вы, студенты, должны очень ответственно относиться к проверке конкурсных сочинений, стараться быть максимально объективными и внимательными. Простые, но очень точные советы, которыми в рамках мастер-класса поделилась с вами Руфина Михайловна Козлова, несомненно, помогут в этом!

Кристина Данилина,

студенческий бизнес-инкубатор «Агентство актуальных коммуникаций»


Возврат к списку

ВСЕ НОВОСТИ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
08 ИЮНЯ В 14:00

Приходи познакомиться с институтом в формате оффлайн

Регистрация

Первый Московский Фестиваль рекламы
для школьников «NewSparks»

Прием конкурсных работ до 07 мая 2024 года

Подробнее