Институт и колледж ИГУМО
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ
ИНСТИТУТА ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Найти на сайте
Преемственность как принцип развития научной мысли

Преемственность как принцип развития научной мысли

На современном этапе развития общества наша страна нуждается в совершенствовании интеллекта и воспитании характера молодого поколения. И образовательные учреждения должны подчинить свою деятельность именно этим задачам, ибо развитый интеллект для процесса познания гораздо более важен, чем академическая успеваемость.

Институт гуманитарного образования и информационных технологий, определяющий свою миссию и главное отличие от других вузов как «Ответственное образование», взял курс на развитие мыслительной деятельности студентов и формирование способности самостоятельно добывать знания. Первостепенное внимание уделяется именно развитию интеллектуальных способностей студентов, а не формированию умения усваивать информацию, которая очень быстро может устаревать.

Преемственность как принцип развития научной мысли

Заявленные ИГУМО научно-исследовательские направления включают не только деятельность состоявшихся ученых, но и первые попытки исследовательского осмысления действительности, предпринимаемые нашими студентами. Возникают общность установок и видимая согласованность действий, которая обеспечивает преемственность традиций научных исследований разных направлений.

Процесс преемственности в науке (но не только в ней) может быть выражен в терминах «традиция» (старое) и «инновация» (новое). Это две противоположные диалектически связанные стороны единого процесса развития науки: инновации вырастают из традиций, находятся в них в зародыше; все положительное и ценное, что было в традициях, в «снятом виде» остается в инновациях. Инновация (в самом широком смысле) – это все то, что возникло впервые, чего не было раньше. Характерный пример инноваций в прошлом – научные открытия, фундаментальные, «сумасшедшие» идеи и концепции: квантовая механика, теория относительности, синергетика и т.п.

Преемственность как принцип развития научной мысли

Традиции в науке – это знания, накопленные предшествующими поколениями ученых, передающиеся последующим поколениям и сохраняющиеся в конкретных научных сообществах, научных школах, направлениях, отдельных науках и научных дисциплинах. Множественность традиций дает новым поколениям исследователей возможность выбора. Эти традиции могут быть как позитивными (что и как воспринимается), так и негативными (что и как отвергается). Жизнеспособность научных традиций коренится в их дальнейшем развитии последующими поколениями ученых в новых условиях.

Уходящий 2012 год знаменателем тем, что в институте был успешно осуществлен научный проект «Юбилейная серия студенческих работ к 20-летию ИГУМО». Проект направлен на исследование студентами актуальных проблем современности в гуманитарных областях знания – юриспруденции, лингвистике, психологии, журналистике, экономике и менеджменте, прикладной информатике, рекламе и PR. Данная тематика соответствует шести приоритетным направлениям научно-исследовательской деятельности профессорско-преподавательского состава ИГУМО, в рамках которых осуществляются планирование исследований, защита диссертаций, подготовка и публикация результатов научных разработок. Эти направления: «Современные проблемы цивилистики»; «Системное изучение языков профессионального общения»; «Психологические проблемы личности и поведения»; «Криминологические проблемы борьбы с преступностью»; «Инновационная активность участников рынка»; «Математическое моделирование в комплексных системах». Все шесть направлений объединяет антропоцентрический подход к исследованию – изучение человека в его сущности и деятельности.

Преемственность как принцип развития научной мысли

В своей исследовательской работе молодые ученые продемонстрировали умение выделить актуальные проблемы, определили объект и предмет исследования, сформулировали цели и задачи, проанализировали эмпирический материал и научную литературу. При этом студенты четко понимали, что каждый шаг науки подготавливается предшествующим этапом, а каждый ее последующий этап закономерно связан с предыдущим. Заимствуя достижения предшествующей эпохи, наука непрерывно движется дальше. Однако это не есть механическое, некритическое заимствование; преемственность – это не простое перенесение старых идей в новую эпоху, не пассивное заимствование всего содержания используемых теорий, гипотез и методов исследования. Преемственность обязательно включает момент критического анализа и творческого преобразования. Она представляет собой органическое единство двух моментов: наследования и критической переработки. Только осмысливая и критически перерабатывая знания предшественников, ученый может развивать науку, сохраняя и приумножая истинные знания и преодолевая заблуждения.

Очень важным фактором стимулирования научных исследований студентов является возможность публикации их работ. Начинающие исследователи должны видеть, что институт серьезно относится к их способностям творчески применять в практической деятельности достижения научно-технического прогресса и быстро адаптироваться к современным условиям развития общества.

В проекте представлены оригинальные студенческие работы теоретического, прикладного и дискуссионного характера, в которых освещаются результаты исследований по научным направлениям, не только совпадающим с профилем подготовки специалистов нашего института, но и гармонично вливающимся в направления исследовательской деятельности наставников научных работ студентов. В этом проекте студенческими исследованиями руководили наиболее опытные ученые: в области юриспруденции – профессор Ю.М. Антонян и профессор М.В. Волынкина; в области психологии – профессор А.Н. Глушко, доцент Ю.Л. Сорокина и доцент О.М. Румянцева; в области лингвистики – профессор Г.Н. Гумовская, профессор Е.Б. Яковенко и доцент О.О. Куреня.

Преемственность как принцип развития научной мысли

Аналитическое освоение проблем автоматизированных систем управления (АСУ) под руководством профессора А.С. Старостина позволило решить ряд практических задач по оптимизации и автоматизации документооборота в современных бизнес-компаниях и гостиничном бизнесе.

Под руководством ученых кафедры информационных систем и технологий осуществлены работы по проектированию системы автоматизации процесса выявления остаточных знаний студентов вуза (С.В. Божко) и по внедрению электронного документооборота (О.В. Колганова).

Интересным и весьма актуальным представляется создание в рамках данного проекта студенткой 4-го курса юридического факультета и выпускницей этого года факультета иностранных языков М. Заверухой словаря терминов авторского права стран англо-американской правовой семьи (Великобритании, Соединенных Штатов и Канады). Научное руководство осуществляли профессор М.В. Волынкна (доктор юридических наук) и профессор Г.Н. Гумовская (доктор филологических наук); рецензент – профессор Ю.М. Сергеева (доктор филологических наук).

От факультета экономики были представлены работы по решению проблем малого бизнеса и эффективности инвестирования (бизнес-проект по созданию ООО «МаркетДорСтрой» В.Н. Никитина) и по анализу финансовых результатов предприятия (В.Ю. Степанян).

Не менее актуальными и интересными являются и исследовательские работы студентов в области журналистики, рекламы и PR, филологии (русской, романской и германской), гражданского и уголовного права, клинической психологии. С работами можно ознакомиться на экспозиционном стенде, расположенном на пятом этаже рядом с отделом научных и международных проектов (ауд. 506).

Проректор по науке и международным проектам профессор Г.Н. Гумовская

07.01.2013
Просмотров: 807

Возврат к списку


ИНТЕРЕСНЫЕ РАЗДЕЛЫ
Об ИГУМО Факультеты Колледж Лица института Абитуриентам Государственная аккредитация Личный кабинет студента Контакты Сообщество в ВКонтакте Сообщество в Фейсбуке
© 1991-2016 ИГУМО и ИТ. Все тексты и фото подготовлены студентами и сотрудниками ИГУМО и ИТ. Все права защищены.