Официальный интернет-портал
Института гуманитарного образования и информационных технологий


В системе образования с 1993 года

Студенты послушали лекцию известного телеведущего
fbrep.jpg       vkrep.jpg

Познер_1.jpg

Каждый год Агентство социальной информации и центр «Благосфера» проводят конференцию «ЗаЧем будущее социальной журналистики?». В этот раз, 24 октября, ее посетили и мы, студенты журфака. Вместе с главными редакторами журналов Vogue, Tatler, Glamour обсудили освещение благотворительных проектов в глянце, у издателя The Bell узнали, как проверять информацию, с заместителем главреда «Афиша Daily» поговорили про язык социальных медиа. Это был целый день мастер-классов, дискуссий и круглых столов, которые проводили медиаэксперты и ведущие авторы.

Но ради первой лекции мы приехали за час, чтобы заранее занять места в зале. На конференции выступил Владимир Владимирович Познер и рассказал, какой должна быть настоящая журналистика.

Познер_2.jpg
Миссия журналиста

«Многие студенты думают, что наша профессия – “гламурная вещь”, особенно телевидение, ведь вы “сияете” на экране. Всё это, конечно, глупости», – заметил Владимир Владимирович. В действительности же журналистика – дело нелегкое и требовательное.

Сообщение точной, полной, объективной, своевременной, а главное – интересной информации – вот ее суть. Мастерство – соединить эти признаки в одном материале. Важно передать сведения наиболее объемно, представить аудитории разные точки зрения по какому-то поводу. Быть объективным на 100% журналист не может, однако стремиться к этому он должен безоговорочно. Его долг – говорить правду.

Много лет назад, когда Познер работал в Нью-Йорке, гуру американского телевидения Фред Френдли пригласил на семинар его и других известных профессионалов. Фред сказал: «Представьте, что вы берете интервью у министра обороны. Вы сидите в его кабинете, задаете вопросы, и вдруг у него звонит телефон. Министр обращается к вам: “Извините, мне нужно выйти на три минуты. Я скоро вернусь”. Он выходит из кабинета. Вы смотрите, что у него на письменном столе, и видите, что там лежит документ с пометкой “совершенно секретно”. К вам он повернут вверх ногами, вы не имеете права ничего трогать, но вы же журналисты, должны уметь читать вверх ногами. Из документа следует, что через десять дней ваша страна объявит войну другой стране. Что вы сделаете с этой информацией?»

Познер_3.jpg Познер_4.jpg Познер_5.jpg Познер_6.jpg Познер_7.jpg Познер_8.jpg Познер_9.jpg Познер_10.jpg Познер_11.jpg Познер_12.jpg Познер_13.jpg Познер_14.jpg Познер_15.jpg
Познер_3.jpg Познер_4.jpg Познер_5.jpg Познер_6.jpg Познер_7.jpg Познер_8.jpg Познер_9.jpg Познер_10.jpg Познер_11.jpg Познер_12.jpg Познер_13.jpg Познер_14.jpg Познер_15.jpg

Через 30 секунд все журналисты ответили, что сделают всё от них зависящее, чтобы сведения стали доступны людям. Но когда Познер обратился с этим вопросом к российским коллегам, только один человек сказал: «Я постараюсь сообщить»; все остальные ушли от ответа. Сказать правду – значит взять на себя ответственность безбоязненно и самоотверженно.

«У нас мало журналистики»
Познер уверен: российские СМИ в большинстве своем – пропаганда: «Нас пытаются в чем-то убедить, указать на то, что правильно, а что неправильно. Кажется, мы во всем разбираемся и всё понимаем. Но подумайте, из чего складываются наши убеждения? Из увиденного или прочитанного. Таким образом нас формируют. Самый яркий пример – отношение к Украине, США или Великобритании. Мы знаем только то, что нам сказали».

Как находить правду? Проверять информацию, сравнивать источники. «К сожалению, у нас нет принципа факт-чекинга, – считает Познер. – Нет такого, что за ложный факт руководство может уволить журналистов. Внедрить это правило легко: вызвать всех сотрудников на совещание и предупредить их. Почему этого нет? Потому что мы занимаемся пропагандой, а в ней факты не имеют значения».

«Мне жаль студентов журфака»
Молодые люди гораздо острее реагируют на ложь и безобразие, и их честное стремление к справедливости будет пресекаться. Окончив вузы, они попадут в СМИ, где их ждут тяжелые испытания, считает Владимир Владимирович. «Сейчас плохое время для журналиста, – говорит он. – Вы должны быть готовы к тому, что от вас будут требовать неприемлемое. Потому что основные СМИ в нашей стране принадлежат власти: либо федеральной, либо местной. Раз власть оплачивает это, она и заказывает “музыку”».
Журналист патриот?

Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ. 

«Лермонтов патриот? – обратился Владимир Владимирович к залу. – Я считаю, что да. Поэт пишет о том, что плохо для России». Показывать проблемы, которые нельзя терпеть, – вот патриотизм журналиста. «Он – цепной пес демократии, – отметил ведущий. – Ничего не может решить, а может только лаять, говоря о непорядке. Его не любят. Как можно любить человека, который вечно вскрывает эти вещи?» Ни одна демократия не может существовать без журналистики. Познер уверен, что должен быть независимый институт, который всегда обращает внимание на проблемы. 

А каким образом показывать эти проблемы? «Если публиковать видео из колледжа в Керчи, поведение того молодого человека станет привлекательным для не совсем здоровых людей. Если умалчивать, ситуация обрастет слухами и легендами», – заметил Владимир Владимирович. Он привел пример достойного освещения события. Когда 11 сентября 2001 г. рухнули башни-близнецы, СМИ рассказали о трагедии, но не показали тех людей, которые выбрасывались из окон: зрителям необязательно это видеть.

Перед тем как задать тон новости, журналисту нужно ответить на вопрос: что важнее – информация или рейтинг? Принимать такое решение – большая ответственность.
Почему мало хороших новостей?
«У нас не очень любят сообщать позитив, – заметил Познер. – Мы же очень циничны. На протяжении веков нас так обманывали, что постепенно у русского человека выработался иммунитет. Хорошие новости вызывают у нас сомнения, а в плохие мы всегда верим». Он считает, что есть важная позитивная информация, которую нужно публиковать, ведь она внушает людям оптимизм. «Без оптимизма, на самом деле, невозможно жить», – сказал ведущий.

Приятно, что мысли Познера сходятся с направлением нашего обучения – писать интересно о положительном. С первого курса социальная ответственность для нас – главная составляющая профессии. Проекты «Евразийское женское сообщество», «Одаренные дети» и «Открытка» созданы как апробация позитивной журналистики, где мы развиваем свое мастерство. На первом рассказываем истории великих женщин, на втором – про талантливых детей, а в студгазете пишем обо всем по чуть-чуть. Поэтому так ли жаль нас, студентов ИГУМО? :)

Марина Качкалова, студентка 4-го курса факультета журналистики


26.10.2018
Просмотров: 240

Возврат к списку