Институт и колледж ИГУМО
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ
ИНСТИТУТА ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Найти на сайте
Мунк – 150!

Мунк – 150! 1

В 2013 г. Норвегия, а с нею и весь мир отмечают 150-летие со дня рождения знаменитого художника Эдварда Мунка, пожалуй, самого известного из всех норвежских живописцев. Поскольку в Институте гуманитарного образования и информационных технологий реализуется программа «Направление – Норд», мы, конечно, не могли обойти вниманием это событие.

Мунк – 150! 2

Тем более что обойти его было бы просто невозможно. Для достойного празднования юбилея в Норвегии был создан специальный комитет. Выставки, презентации, спектакли, посвященные Мунку, проходили по всей стране и за рубежом в течение всего года. Организационным эпицентром этой бурной деятельности стал, конечно же, Munch-museet, открытый в Осло в год 100-летнего юбилея художника, а также Nationalgalleriet. Передвижные, но организованные на высочайшем уровне выставки объездили всю Норвегию. Их сопровождали лекции, презентации, концерты, в которых звучала музыка современных норвежских и зарубежных композиторов, музыка, навеянная восприятием творчества Мунка. Однако при жизни художника, чей портрет ныне размещен на банкноте 1000 норвежских крон, всё было далеко не так «юбилейно».

Мунк – 150! 3

В конце XIX в. открывавшаяся Европе Норвегия или, точнее, открывавшая Европу Норвегия не могла не отметить некоторые, мягко говоря, различия между повседневной жизнью, умонастроениями людей, общественными веяниями Норвегии и Европы. Норвежские артистические круги (к ним далеко не всегда применимо название «богема», подразумевающая не только определенную профессиональную принадлежность, но и определенный стиль жизни) не могли не увлечься европейскими идеалами. Интеллектуальная и художественная жизнь в Норвегии, сосредоточенная в Бергене и лишь отчасти – в Кристиании (такое имя носил город Осло с 1624 по 1925 г.), не говоря уже о жизни повседневной, представлялась им не просто консервативной, а замшелой и отжившей свое. Однако реакция на увиденное и осознанное была разной. Одни отдались во власть ощущений, не всегда осознанных и редко положительных, пускаясь во все тяжкие (среди них поначалу был, увы, и Мунк), другие поставили перед собой и обществом гораздо более трудную задачу – ежедневного ответственного труда для достижения сознательных изменений к лучшему.

Мунк – 150! 4

Эта вторая группа никогда не была целостной, и люди, которых к ней можно было бы отнести, совсем не обязательно увидели бы друг в друге союзников: писатели Хенрик Ибсен и Бьёрнстьерне Бьёрнсон (оба – лауреаты Нобелевской премии по литературе, а Бьёрнсон к тому же еще и автор текста государственного гимна Норвегии «Ja, vi elsker dette landet» – «Да, мы любим этот край»); полярный исследователь и общественный деятель Фритьоф Нансен, запомнившийся не только своими путешествиями, но и учреждением «нансеновских паспортов», позволявших беженцам из разоренных революциями и войной стран Европы (в том числе и России) найти пристанище, а затем и натурализироваться в других государствах; наконец, современник Мунка – скульптор Густав Вигеланд, автор уникального парка скульптур Vigelandsanlegget в столичном Фрогнер-парке…

Мунк – 150! 5

Время, этот великий судья (увы, также далеко не всегда объективный), вернет Мунка в эту вторую группу. А точнее, вернем его мы, потому что почти каждый в той или иной форме в тот или иной период жизни переживает то, что Мунк ощущал постоянно. Просто теперь мы признали (и в этом есть заслуга и Мунка) за человеком право на выражение и таких чувств, считавшихся ранее недостойными, предосудительными, подлежащими вымарыванию и вытеснению в глубины подсознательного. Его работы, среди которых самые известные – «Больной ребенок», «Мадонна», «Ревность» и, конечно же, «Крик», будучи раз увиденными, навсегда остаются в памяти. Один из первых представителей экспрессионизма, Мунк подвергался ожесточенной критике современников, не прекратившейся даже после того, как Национальная галерея – в акте своеобразного признания – приобрела в 1899 г. одну из картин художника для своей постоянной экспозиции. Однако Мунк постарался ответить и на вопрос, может ли, должен ли человек воссоздавать самого себя даже после тяжелейших и разрушительнейших событий, даже если в этом саморазрушении во многом повинен он сам.

Мы предлагаем посвятить творчеству Эдварда Мунка десять минут нашей заполненной заботами жизни во вторник 17 декабря, собравшись в 14.20 в конференц-зале ИГУМО для короткого разговора о праве на выражение чувств в искусстве.

Декан факультета иностранных языков, кандидат философских наук, доцент Е.Г. Бразуль-Брушковский

12.12.2013
Просмотров: 1040

Возврат к списку


ИНТЕРЕСНЫЕ РАЗДЕЛЫ
Об ИГУМО Факультеты Колледж Лица института Абитуриентам Государственная аккредитация Личный кабинет студента Контакты Сообщество в ВКонтакте Сообщество в Фейсбуке
© 1991-2016 ИГУМО и ИТ. Все тексты и фото подготовлены студентами и сотрудниками ИГУМО и ИТ. Все права защищены.