Институт и колледж ИГУМО
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ
ИНСТИТУТА ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Найти на сайте
Американский опыт – лучшим вузам Москвы

Американский опыт – лучшим вузам Москвы

На прошлой неделе Институт гуманитарного образования и информационных технологий посетила Патриция Грэм, известная во всем мире как один из лидеров образования в США, бывший декан Высшей педагогической школы Гарвардского университета и директор Национального института образования. В ИГУМО она прибыла в сопровождении официальных лиц посольства США в Москве. Показательно, что для своих встреч она выбрала лишь два московских вуза – Институт гуманитарного образования и информационных технологий и Высшую школу экономики.

Целью визита Патриции Грэм стала презентации ее новой книги «Schoolong America» ( «Америка за школьной партой»), ставшей почти бестселлером на книжных ярмарках в Москве и Санкт-Петербурге. Именно в ИГУМО, реализующем миссию ответственного образования, П. Грэм увидела мощный потенциал для решения проблем, имеющих международное значение, таких как повышение качества образования, поиск наиболее эффективных форм школьного и последующего высшего обучения. И хотя книга Патриции акцентирована на школьном этапе, она, безусловно, представляет интерес и для вузовских кругов, «принимающих эстафету» учебного процесса. Создавая живую историю американского школьного образования в XX в., П. Грэм активно использовала разнообразные источники – от научных трудов и официальных отчетов до примеров из личного опыта. Изменения, происходящие в школьной системе США, рассмотрены автором через призму вызовов времени и требований сегодняшнего общества, а потому и книга, и тема дискуссии чрезвычайно актуальны, особенно для нашей страны, где в последние 20 лет проходят непрерывные образовательные реформы. Следовательно, тема образовательной политики в США и конкретный опыт Патриции Грэм в организации реформирования образования пришлись руководству ИГУМО как нельзя кстати.

Американский опыт – лучшим вузам Москвы

Заинтересованный разговор, обмен мнениями длились почти два часа. Профессорско-преподавательский коллектив ИГУМО вынес на обсуждение самые животрепещущие вопросы.

Вузы в США делятся на группы по рейтингам. Высокий рейтинг, как правило, обусловлен исторически. Примерно 100 высших учебных заведений из 3000 были основаны в Штатах еще в XVII–XVIII вв. и за годы существования превратились в сильнейшие научные центры. Однако изначально их не рассматривали с позиции форпостов большой науки. Влиятельность этих школ начала резко возрастать, когда в Манхэттене научный корпус университета изобрел атомную бомбу. Не замечать огромного потенциала учебных заведений стало просто невозможно. Ценность и культура исследовательских работ заставили правительство США признать неоспоримые достоинства новых центров в среде образования, и некоторые направления получили финансирование от государства. В основном это были естественные науки, здравоохранение, социально-экономические блоки. При этом программа финансирования высших учебных заведений начала осуществляться также со стороны выпускников, имевших вес и влияние в своей стране.

Американский опыт – лучшим вузам Москвы

По сути, такая же система рейтингования существует и в России, где есть вузы-бренды, само обучение в которых уже престижно. До недавних пор в этом перечне были в основном государственные учебные заведения. Однако в последнее время их решительно потеснили сильные негосударственные вузы (реализующие, кстати, ту же государственную программу). Высокий рейтинг ИГУМО дает нашему институту право претендовать на звание лидера в системе высшего образования. И все же отечественные образовательные стандарты во многом диаметрально противоположны образовательным стандартам США.

На круглом столе в ИГУМО представители двух стран не пытались сравнивать образовательные процессы, претерпевающие к тому же колоссальную трансформацию, а старались анализировать их, вычленяя все самое ценное.

Американский опыт – лучшим вузам Москвы

По ходу дискуссии был развеян миф об американской профессуре, которая при малой занятости имеет большие доходы. Сравнительно малое количество аудиторных часов (3–4 пары) компенсировано тем, что 60 часов в неделю американский профессор находится на связи со своими студентами, осуществляя руководство научной внеаудиторной работой. Однако это не значит, что мэтры имеют дело только с солидной студенческой командой старших курсов. Преподавание на младших курсах – обязательное условие даже для самых маститых ученых. Более того, считается, что это вопрос чести. Первокурсники нестандартностью вопросов могут порой обескуражить самого опытного наставника. Дать верное направление мысли – вот задача профессорского корпуса. И, надо заметить, в этом наша политика весьма схожа. Как образно выразилась ректор ИГУМО Марина Владимировна Волынкина, «все мы – пахари на ниве образования».

Разумеется, в учебном процессе активно задействуются и практики. На вопрос о соотношении преподавателей от бизнеса и от науки, заданный профессором М.В. Волынкиной, Патриция Грэм ответила, что если бы такое соотношение было узаконенным, то, скорее всего, оно составило бы формулу 25:75.

Американский опыт – лучшим вузам Москвы

Еще один вопрос ректора заставил улыбнуться коллегу из-за океана. Культура поведения студентов вуза – аспект немаловажный, однако, по мнению гостьи, во всем мире студенты одинаковы, и лучше всего им, к сожалению, удается одно – вести себя не самым подобающим образом. Дополнительный вопрос о таких жестких мерах, как отчисление из института за грубые дисциплинарные нарушения, по сути, повис в воздухе. Не комментируя позиции П. Грэм, корректно ушедшей от ответа, все же отметим, что в ИГУМО с этой проблемой мириться не намерены.

Проректора ИГУМО по учебной работе профессора К.А. Магомедова заинтересовала заокеанская позиция компетентностного подхода к образованию. Очень разные системы подготовки до сих пор оставляют этот вопрос открытым. Так, американская система бакалавриата, которую сегодня пропагандируют в России, позиционируется как образовательный уровень, призванный дать базовые знания и степень бакалавра. Предполагается, что профессиональные компетенции выпускники будут добирать прямо на рабочих местах. Однако за последние 30 лет экономические и общественные устои, особенно в Европе, взявшей за образец Болонскую систему, заметно изменились, поэтому выход видится в активном развитии параллельной сети муниципальных колледжей, в которых все делается с точностью до наоборот. Основная задача двухлетнего обучения – дать в руки профессиональный инструментарий, научить работать, а уж добирать ума-разума студенты таких колледжей (по нашей терминологии – ПТУ) будут на следующих ступенях обучения. Таким образом, не все так просто, как заявлено. Наличие многоуровневого образования, конечно, дает перспективы, но они достаточно отдалены по времени. Хотя нельзя отрицать и некоторую гибкость подобного подхода. Есть области знания, где важны только образование, чистая теория, прикладная сфера, требующая в первую очередь определенных талантов. Тем не менее компетенции на выходе как гарант высокой квалификации признают обе стороны.

Американский опыт – лучшим вузам Москвы

Декан факультета иностранных языков ИГУМО Е.Г. Бразуль-Брушковский поднял острую тему тестирования, предложенного американской образовательной системой. Именно тестирование, по мнению ученого, наносит сегодня удар по высшей школе, выхолащивая глубину знаний, которые получает человек на этапе среднего образования. Ответ был несколько неожиданным: тесты были созданы для того, чтобы привлечь внимание к низкому уровню образованности выходцев из малообеспеченных семей и отдельных диаспор. До сих пор балл, полученный при тестировании, и соответствующая оценка являются достаточно условными показателями уровня знаний выпускника школы, и для поступления в престижный вуз нужно предъявить не только итоговый тест, но и результаты накопленных баллов за все годы обучения в школе, творческое портфолио, перечень достижений, имеющих подтверждение. Лишь все данные в совокупности позволят вузу судить о стабильности приобретенных абитуриентом знаний.

Одной из приоритетных задач вузов остается культура научных исследований. Администрация должна прилагать все усилия, чтобы их планка была высока, и уметь творчески занять тех, кто имеет к этому большую предрасположенность. Цель университетов – всемерно развивать потенциал студентов, использовать знания и достижения в прикладной науке, представлять информацию для принятия политически значимых решений.

Обсуждение насущных проблем еще раз доказало высокий уровень Института гуманитарного образования и информационных технологий. Его профессорско-преподавательский состав по праву можно было классифицировать как экспертный, а готовность к диалогу вновь подтвердила: стагнация ИГУМО не грозит.

Начальник отдела информационной политики ИГУМО Л.Б. Ходыкина

11.12.2012
Просмотров: 666

Возврат к списку


ИНТЕРЕСНЫЕ РАЗДЕЛЫ
Об ИГУМО Факультеты Колледж Лица института Абитуриентам Государственная аккредитация Личный кабинет студента Контакты Сообщество в ВКонтакте Сообщество в Фейсбуке
© 1991-2016 ИГУМО и ИТ. Все тексты и фото подготовлены студентами и сотрудниками ИГУМО и ИТ. Все права защищены.