вернуться

Пути развития научной тематики в современном российском информационном пространстве (на примере проекта «Люди практической науки»)

Пути развития научной тематики в современном российском информационном пространстве (на примере проекта «Люди практической науки») 

М.И. Никитин, Институт гуманитарного образования и информационных технологий (Россия)

В настоящее время тема науки освещается в российских СМИ не столь широко и активно, как это было 30-40 лет назад – по понятным причинам, в первую очередь, потому что сами дела в этой сфере обстоят не столь блестяще. Однако надо понимать: стабильное развитие страны невозможно без развития науки, а последнее затруднено без всестороннего информационного обеспечения. Опыт показывает, что вести такую деятельность могут не только СМИ, но и, в части их касающейся, сами научные организации.

В 2011 году по инициативе Всероссийского института авиационных материалов (ВИАМ) и Ассоциации государственных научных центров РФ (АГНЦ) на сайтах viam.ru и agnc.ru была открыта рубрика «Люди практической науки» (на сайте viam.ru она сейчас называется «Интервью»). В этих разделах помещаются материалы в жанре портретных интервью, посвященные людям науки разных поколений, работающим в различных центрах отраслевой науки (которые и составляют АГНЦ) – таких, как «Центр Келдыша», «ЛИИ им. М.М. Громова», «ЦНИИчермет им. И.П. Бардина», «Гидрометцентр РФ», «ОНПП «Технология», собственно ВИАМ и других. На осень 2014 года под этими рубриками размещено более сорока материалов, подготовленных автором настоящей публикации.

В данном проекте реализуются как журналистские, так и «пиаровские» функции, решаются различные задачи. Выделим основные.

1. Осуществляется популяризация науки в целом, особенно её передовых высокотехнологичных направлений.

2. Формулируются и обсуждаются проблемы, с которыми сталкиваются научные учреждения и работающие в них люди (развитие связей науки и производства, интеграция молодёжи в науку, развитие научных школ, традиций и передача опыта, новые возможности получения научными организациями прибыли и т.д.).

3. Создается своеобразный «коллективный портрет» современных российских ученых, героями публикаций выступают и инженеры, и младшие научные сотрудники, и академики, причем люди разных поколений.

4. Аккумулируется информация о развитии разных научных направлений и реализации масштабных научно-производственных проектов последних десятилетий, что содействует сохранению исторической памяти в данной сфере. Следует отметить, что значительная часть данной информации – личные воспоминания, и если их не зафиксировать сейчас, они могут быть утрачены.

5. Публикации являются формой морального поощрения сотрудников научных центров. Эти тексты становятся достоянием научных организаций и вместе с тем входят в семейные архивы, выполняют «мемуарную функцию». Выяснилось, что, в частности, ученые старших поколений особенно ценят такую возможность фиксации своих воспоминаний, «приведения их в порядок». Молодые же ученые получают возможность «оказаться рядом с академиками».

6. Происходит «продвижение» конкретных отраслевых научных учреждений и работающих в них людей, научных тем, поддерживается атмосфера информационной открытости (что является важной функцией PR).

7. Публикуемые материалы содействуют формированию «корпоративной атмосферы» научных организаций, общему пониманию сотрудниками стоящих перед ними задач. Это особенно ясно видно на примере ВИАМ – данный научный центр преодолел трудности 1990-х годов, успешно развивается, и его Генеральный директор, академик РАН Е.Н. Каблов особое внимание уделяет работе с молодыми учеными, передаче им богатого исторического опыта, традиций.

Отметим, что в рамках данного проекта в последнее время реализуется также образовательная функция – к подготовке интервью привлекаются студенты, которые обучаются журналистике и PR.

Выработалась определённая модель подготовки публикаций. Существует базовый список вопросов, адаптируемый к каждому конкретному собеседнику в зависимости от его научного направления, служебного положения, возраста. Материалы начинаются с короткой «объективки» – представления, потом идёт рассказ человека о себе и о своей работе, а заканчивается текст перечнем последних научных публикаций, проектов, патентов героя – что для людей науки немаловажно. «Разговорный» стиль позволяет сделать тексты живыми, динамичными и в то же время придать им нарративный характер историй-повествований. Тексты снабжены портретами героев, другими иллюстрациями.

Заголовками и подзаголовками обычно служат цитаты, взятые из основного текста, причем ставится задача сделать их максимально информативными и выразительными, чтобы человек сам кратко и емко представлял себя и свою работу. Вырабатывается определенная типология заголовков. Они могут выражать направление деятельности: «Магниты завораживают уже в детстве…», «Керамикой люди занимались тогда, когда металлов еще и не было…», «О погоде из первых рук», «Кузнецы с давних пор считались волшебниками». Есть заголовки, в которых идет речь о крупных научно-производственных проектах, в который участвовали научные центры: «Получив задание на разработку материалов для «Бурана», ВИАМ начал его выполнение далеко не с нуля…». Отдельный тип – заголовки, в которых герои говорят что-то существенное о себе (раскрывают «черточки личности») или своей работе: «Я по натуре технолог…» «Наша работа никогда не была кабинетной…», «Не бывает такого, чтобы утром проснулся – и на работу не хотелось…» или упоминают о каком-то примечательном случае из своей жизни – «Чем закалка алюминиевых сплавов отличается от старения? – спросил меня академик Фридляндер». Встречаются интригующие заголовки: «Девяносто кубометров космоса» (имеется в виду вакуумная камера для испытания ионных двигателей в Центре Келдыша).

Говоря о социально-информационном смысле данного проекта, следует отметить, что сейчас российские медиа переполнены развлекательной информацией, можно говорить о «торжестве рекреативной функции», а информации о созидательном труде и популяризации науки явно не хватает. Это подтверждают и герои наших публикаций. В своих интервью ученые старших поколений с ностальгией вспоминают о журналах, фильмах и книгах 1960-70-х годов, посвященных популяризации науки. А один молодой ученый сетует: «Я с удовольствием смотрю научно-популярный канал «Наука 2.0» – но почему же такие передачи идут обычно ночью или днем в будние дни?..», другой герой нашей рубрики того же возраста говорит прямо: «сейчас нет пиара производственников, а он должен быть».

25-30 лет назад был другой «перекос», и производственная тематика довлела над культурно-развлекательной. Такое положение нельзя было считать естественным, и исследователи на это указывали. Но и теперешнюю ситуацию нормальной не назовёшь. Хочется думать, что медиа-проекты, подобные рубрике «Люди практической науки», помогут хотя бы отчасти исправить положение, ориентировать общество в сфере отечественной научной деятельности, системно знакомить с жизнью и работой российских учёных.

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
20 АПРЕЛЯ В 14:00

Приходи познакомиться с институтом в формате оффлайн

Регистрация

II московский молодежный фестиваль
анимации и иллюстрации

Open Call
до 03 апреля 2023

Подробнее

Первый Московский Фестиваль рекламы
для школьников «NewSparks»

Прием конкурсных работ до 07 мая 2024 года

Подробнее