вернуться

Психологические аспекты профессионального становления

Наши новости

подписаться

Наши соцсети

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ

Под таким названием прошла 21 ноября 2008 года в Институте гуманитарного образования и информационных технологий Всероссийская межвузовская научная конференция. Она проводилась при участии Санкт-Петербургского института гуманитарного образования, с которым нас связывает прочное сотрудничество. В работе конференции приняли участие ученые-педагоги из Института психологии РАН, Академии Управления МВД РФ, Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д.Ушинского.

Открывая конференцию, ректор Института гуманитарного образования и информационных технологий, доктор юридических наук, профессор М.В. Волынкина отметила актуальность и важность проблем, вынесенных в повестку дня. Психологическое сопровождение профессионального становления – процесс неоднозначный. В условиях современных социально-экономических перипетий почти все население нашей страны, в той или иной степени, испытывает стресс, переживает состояние неуверенности, чувство тревоги, вызванное нестабильностью жизни. Помощь профессионального психолога и моральная поддержка в коллективе – вот «спасительные соломинки» для человека, оказавшегося в сложной жизненной ситуации.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ

Свою точку зрения озвучил в выступлении зав. лабораторией Института психологии РАН, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РФ В.А. Бодров. Тема «Формирование профессиональной зрелости субъекта труда», безусловно, интересна с научной точки зрения, и имеет к тому же практическую ценность. Определив круг наиболее значимых вопросов, которые стоят перед психологами, занимающимися разработкой и апробацией теоретических подходов и методов практической работы, автор озвучил мысль о взаимоотношениях человека с деятельностью, которой он занимается. Общие смысловые единицы процесса профессионализации личности, такие как, профессионализм, квалификация, зрелость, объективная самооценка, имеют неоднородную эмоциональную окрашенность. Он отметил, что при профессиональном становлении личность проходит через настоящее, хотя и не всегда видимое со стороны потрясение. Происходит внутренняя деформация, переориентирование на новые приоритетные планы. Иногда этот процесс болезненен и может «надломить» человека (пример: «перестроечное» время в России).

Начальник УМО Института гуманитарного образования и информационных технологий Т.Л. Дымент в своем выступлении «Личность преподавателя как инструмент стимуляции креативности студентов» обратила внимание слушателей на особенности проведения учебных занятий в современных условиях высшей школы. Рассуждая о личности педагога, она использовала образные понятия, близкие и понятные присутствующим. Не читать лекцию, а доносить информацию не только до мозга, но и до сердца, смело идти на дискуссию, которая способствует рождению творческого начала в студенческой аудитории – вот основные положения выступления автора. Последствия данного воздействия на образовательный уровень и квалификацию будущих специалистов бесспорны.

Доктор психологических наук, доцент, заслуженный врач РФ, заведующий кафедрой клинической психологии Института гуманитарного образования и информационных технологий А.Н. Глушко в своем докладе на тему «Динамика профессионального становления студентов» обозначил основные показатели кризисов, которые возникают в процессе обучения в вузе, и предложил способы снижения их выраженности. Представленные данные были даны в разрезе онтогенетического развития и динамики изменения показателей за несколько лет и вызвали большой интерес у научной аудитории. Классифицируя уровень активности студентов, автор поделил их на активных (составляющих 42% от общего числа), пассивных (42%) и «сопротивляющихся» (18%). Отметил, что на разных этапах обучения они претерпевают изменения в поведении и настроении. Так, на 3 курсе имеет место несколько повышенная агрессивность, возникающая при стремлении развить лидерское начало. А вот на 5 курсе, накануне выпуска, весьма часто появляется неуверенность и боязнь неполноты полученных знаний. Жаль утраченных возможностей, хочется начать все сначала, только бы отодвинуть подальше момент вступления во взрослую жизнь.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ

Разработку специалистов г. Ярославля представила кандидат психологических наук, заместитель директора городского центра развития образования мэрии С.В. Швецова. Данная информация содержала подробное описание методики работы школьных психологов в области сопровождения профессионального самоопределения. Автор уделил большое внимание автоматизированной системе обработки получаемых данных, которая позволит оптимизировать усилия специалистов общего образования и сделать полученные данные более наглядными.

В докладе «Методы диагностики образа профессионала», представленном научному сообществу директором Центра планирования карьеры Института гуманитарного образования и информационных технологий С.М. Семеновой, был проделан анализ существующих методов и подходов к изучению образа профессий и профессионалов. При активном использовании выразительных языковых средств представленная авторская методика была исключительно наглядной и убедительной. В качестве основных показателей и факторов становления личности на различных этапах профессионализации осмысливались такие идиомы, как «Через тернии к звездам», «Почивать на лаврах», «Белки в колесе» и «Болото».

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ

Заведующая кафедрой прикладной психологии Санкт-Петербургского Института гуманитарного образования Е.В. Иванова выступила с докладом на тему «Профессиональное становление личности студента современного гуманитарного вуза». Научная составляющая интереснейшего исследования, заложенная в анализе специфики образовательного процесса для студентов гуманитарной ориентации, имела ярко выраженную морально-этическую основу. Е.В. Иванова постаралась донести до участников форума уже проработанную идею, суть которой была близка всем. В кратком изложении она такова: активно идущий прогресс отрывает нас от нравственной сущности человека. Говоря о гуманитарном образовании, мы должны помнить о его гуманистическом типе. Это подразумевает личностно-ориентированный подход, плюаристичность, ценностное понимание предмета. Колоссальный поток информации, проходящей через нас, достаточно беден по смыслу. И это не способствует успешной профессионализации будущих специалистов, хотя возможные варианты «выравнивания» ситуации есть в активе высшей школы есть.

Острая тема «Профессиональное выгорание как негативный феномен профессионального становления» была представлена М.В. Борисовой, кандидатом психологических наук, старшим преподавателем кафедры социальной психологии ИГУМО. В своем выступлении она озвучила результаты анализа взаимосвязи профессионального выгорания и успешности развития профессионала, а также рассказала о компонентах, детерминантах и способах снижения выраженности последствий профессионального выгорания у представителей педагогической сферы. Парадоксально, но факт: человек, «горящий» на работе, при всей своей заинтересованности, не застрахован от эмоционального истощения, диперсонизации (отторжении) защиты своих собственных ресурсов. Редукция профессиональных достижений приводит к неспособности реализации своего творческого кредо. В «зону риска» попадают педагоги, менеджеры и представители других профессий.

Кандидат психологических наук, доцент Московского городского психолого-педагогического университета О.И. Каяшева представила вниманию участников конференции доклад на тему «Изучение методов сказкотерапии в процессе профессиональной подготовки студентов-психологов». Различные варианты методов сказкотерапии, их значение, практическое использование в процессе профессиональной подготовки психологов, были проиллюстрированы примерами, которые достаточно ярко демонстрировали специфику данного направления.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ

Активное обсуждение вызвало выступление заведующей кафедры социальной психологии Института гуманитарного образования и информационных технологий, кандидата психологических наук Ю.Л. Сорокиной, поднявшей тему «Кризисы профессионального развития и способы совладания с ними». В рамках научного сообщения была представлена подробная информация о структуре кризисов в процессе профессионального обучения и вариантах сопровождения процесса их прохождения в рамках образовательного формата.

Л.А. Коновалова, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры педагогической психологии Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, представила доклад на тему «Роль супервизии в профессиональном становлении психологов-консультантов». Выступление содержало не только системное описание теоретических подходов, но и описание практического опыта с подробным анализом преимуществ использования групповой супервизии в процессе подготовки кадров.

М.В. Леви, кандидат психологических наук, кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии Управления МВД РФ развил тему «Профессиональное становление и средства преодоления монотонности в деятельности сотрудников правоохранительных органов». Четко структурированная информация содержала описание практических методов, позволяющих избежать однотипной монотонности при решении возникших проблем. Автор представил собравшимся теоретические обоснования предложенных вариантов исправления ситуации. Участники смогли обсудить различные средства с точки зрения их эффективности и возможности использования в различных сферах профессиональной деятельности.

Завершающее выступление Е.М. Лахмоткиной, методиста отдела психологического сопровождения и консультирования Центра профессиональной ориентации и психологической поддержки «Ресурс» г. Ярославля, было посвящено сравнительному анализу репрезентации педагогической ситуации студентами и учителями педагогического вуза. Оно позволило обозначить новые аспекты данной темы, обобщить существующие подходы и методики.

В заключении конференции «Психологические аспекты профессионального становления» ее участники обсудили различные вопросы, относящиеся к данной проблематике, определили перспективы развития научно-практического исследования в области профессионализации. А также приняли решение о продолжении и укреплении сотрудничества между институтами для координации усилий в рамках исследовательской и практической деятельности.

21.11.2008

Возврат к списку

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
20 АПРЕЛЯ В 14:00

Приходи познакомиться с институтом в формате оффлайн

Регистрация

II московский молодежный фестиваль
анимации и иллюстрации

Open Call
до 03 апреля 2023

Подробнее

Первый Московский Фестиваль рекламы
для школьников «NewSparks»

Прием конкурсных работ до 07 мая 2024 года

Подробнее