вернуться

«Политический смех» – это серьезно

Наши новости

подписаться

Наши соцсети

Политический-смех1.jpg

«Формы комического в отечественной журналистике XX–XXI вв.» – так звучит тема учебно-исследовательского проекта, реализуемого в этом учебном году на кафедре практической журналистики и редакционно-издательского дела. Неудивительно, что при названном в теме этого коллективного проекта временном интервале студенты-журналисты все же в качестве предмета осмысления предпочитают не прошлое, а актуальное настоящее, происходящие на наших глазах медийные процессы – со всей их сложностью, неоднозначностью и изменчивостью. Что ж – разбираться так разбираться, спорить так спорить…

И вот очередное мероприятие в рамках проекта – круглый стол на тему «Ирония в современном российском политическом дискурсе». Недавно он был проведен на факультете журналистики, рекламы и PR силами студентов 2-го и 3-го курсов под руководством декана факультета профессора Т.В. Ворожцовой и доцента кафедры практической журналистики и редакционно-издательского дела И.Г. Волович.

Как и в каком направлении меняются объекты, да и субъекты политического смеха, его язык, качество, наполнение и звучание? Какие формы комического доминируют сегодня в российских СМИ при освещении политических реалий? Какие смыслы эти формы и средства комического помогают выразить? Короче, поговорить было о чем…

Политический-смех2.jpg

Первый тематический блок (коллективный проект) круглого стола назывался «Формы политического смеха на российском телевидении: актуальный срез. Место иронии в телевизионном политическом дискурсе». В этом контексте Алена Глазкова рассказала об авторской программе Михаила Леонтьева «Однако» («Первый канал»). С сообщением о программе Константина Сёмина «АгитПроп» («Россия 24») выступил Егор Никулин. Мария Соломина и Агата Коровина рассказали о телеведущем Дмитрии Киселёве и его телепередаче «Вести недели» («Россия 1»). И оказалось, что в серьезных аналитических передачах смех, осмеяние, насмешка используются самым активным образом. Вместе со своей аудиторией авторы сообщений на конкретных примерах рассматривали как большие возможности, так и немалые издержки разрабатываемых именитыми телеведущими публицистических стратегий и самого принципа использования ими иронии и сарказма в качестве мощного политтехнологического средства.

Второй тематический блок (коллективный проект) был полностью посвящен политической карикатуре в печати и возник как отклик на недавние драматические события вокруг карикатур во французском журнале «Шарли Эбдо». А каково состояние этого жанра у нас, каково его место в российской общественно-политической печати? Как живется сегодня российским карикатуристам? Что такое вообще политическая карикатура с теоретико-журналистской точки зрения? Что позволяет рассматривать карикатуру в качестве особого – креолизованного – текста в медиаполитическом дискурсе? Ответы на эти вопросы в своем диалоге с аудиторией старались дать Олег Логинов, Оксана Притворова, Сергей Захаров и Екатерина Коновалова. Сообщение Виктории Ежовой было посвящено творчеству острого сатирика – художника газеты «Московский комсомолец» А. Меринова, умные философские карикатуры которого вызвали живой отклик у аудитории.

Завершило же круглый стол сообщение Кати Кудрявцевой о существующей все в том же «МК» колонке журналистки Юлии Калининой под легкомысленным, на первый взгляд, названием – «Пока суп да дело». Но калининская «жизнь глазами домохозяйки» – это, в интерпретации Кати, ни больше ни меньше как «жизнь глазами страны». А острая ирония в этом взгляде не только является формой адекватного постижения сегодняшних непростых политических реалий, но – вкупе с самоиронией – становится и действеннейшим залогом преодоления всех трудностей.

Оксана Притворова, студентка 2-го курса факультета журналистики, рекламы и PR


03.04.2015

Возврат к списку

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
20 АПРЕЛЯ В 14:00

Приходи познакомиться с институтом в формате оффлайн

Регистрация

Первый Московский Фестиваль рекламы
для школьников «NewSparks»

Прием конкурсных работ до 07 мая 2024 года

Подробнее