вернуться

Через войну к творчеству

Через войну к творчеству

Наши новости

подписаться

Наши соцсети

Стален Никандрович Волков – народный художник России, член Академии художеств России, художник-постановщик киностудии «Мосфильм», педагог факультета театрального искусства ИГУМО и ИТ. Это необычайно интересный, талантливый, жизнерадостный человек, безмерно благодарный всем своим учителям и своей удивительной, непростой судьбе. Помимо заслуг в профессиональной деятельности Стален Никандрович достоин уважения ещё и за участие в Великой Отечественной войне.

Стален Никандрович рассказывает: «Большую роль в моей жизни сыграли несколько человек. Во-первых, моя мама. Это был очень цельный человек, а её работа была связана с черной металлургией.

В 17 лет я пошел добровольцем в армию, и меня направили в тамбовское артиллерийское училище. Я очень понравился начальнику училища, полковнику Рабиновичу, которой хотел оставить меня преподавателем в училище, а не отправлять на фронт. Такая идея возникла у него, потому что я умел хорошо рисовать и очень понятно нарисовал этапы разборки орудий, а также устройство танка в разрезе. Эти плакаты помогали в обучении курсантов, а в военное время не хватало таких наглядных пособий. Рабинович долго уговаривал меня, но я все-таки не остался в училище. Вернувшись в Москву, я в отделе кадров командования бронетанковых войск получил направление в военную часть, распложенную под Наро-Фоминском. Там для меня и началась война.

В воинской части офицеры выбрали меня в суд чести. Мы участвовали в боях под Москвой и всех, кто выживал в форсированиях водных преград, награждали. Я был очень горд тем, что получил 10 дней отпуска и медаль „За отвагу“. Дошли до Берлина, до встречи с американскими частями, там мы отпраздновали Победу. В Берлине, на стенах рейхстага воины-победители оставляли свои подписи. Я тоже написал: „Я из Москвы. Стален“, – это было сфотографировано.

Вторым важным человеком в моей судьбе стал маршал К.К. Рокоссовский. Когда наша часть уже после Победы стояла в Штеттине, к празднику меня попросили нарисовать портрет Сталина высотой в четыре этажа. Я срисовывал его с открытки. Нарисованный мною портрет повесили, и им заинтересовался маршал Рокоссовский. Похвалив за работу, он спросил, что я хочу „с царского плеча“. Я ответил, что хочу поступить учиться в Академию художеств. Рокоссовский подписал для меня письмо, с которым я и поехал в Москву. Это был приказ об увольнении из армии, хотя мне было всего лишь 19 лет, а демобилизовывали по возрасту в 54 года. В Москве пришёл в военкомат, там к моим документам, по которым мне значилось 54 года, отнеслись с подозрением, но приказ маршала Рокоссовского оспаривать не стали.

Сначала я хотел поступить в Ленинградскую художественную академию, но потом решил поступать во ВГИК. До этого я уже успел поработать в мультипликационной студии вместе с Котёночкиным, где были организованы курсы для вернувшихся из армии офицеров. Я пришёл туда совершенно случайно, за компанию со своим товарищем, который кончал эти курсы и как раз сдавал последний экзамен. Мне тоже дали мольберт, лист бумаги, я подписал на нём свою фамилию, хотя в списках не числился. Потом всем раздали темы: я взялся иллюстрировать басню Крылова „Квартет“ и нарисовал эту композицию. Спустя какое-то время после экзамена тот приятель сообщил мне, что меня разыскивают. Я приехал в институт, и хотя экзаменаторы меня отругали за то, что я, не обучившись на курсах, взялся рисовать экзаменационную работу, всё же меня зачислили в студенты. Моим наставником и руководителем стал декан художественного факультета ВГИКа К. Ф. Морозов. Константин Феофанович Морозов – следующая знаменательная личность в моей судьбе.

В то время были запрещены все театральные постановки исторического характера: фильмы „Большая жизнь“, „Иван Грозный“ представлялись как опошляющие социалистический строй. Это коснулось и тем наших дипломов. Мой диплом был по произведению Э. Войнович „Овод“, и моим руководителем-сценаристом был Е.И.Габрилович. Мне поставили условие – сменить тему диплома. Я же не захотел этого делать и на следующий день был вывешен приказ о моем отчислении. Тогда я пошел к Габриловичу за советом, мы вместе нашли письмо Карла Маркса к Лафаргу, где было сказано, что из всех литературных произведений для развития коммунистического движения самое большое значение имеет как раз работа Войнича „Овод“. Я перевёл и вызубрил эти слова, побежал в министерство кинематографии, сказал, что решение о моём исключении было принято необдуманно, и попросил выслушать меня на Учёном Совете. Сотрудники министерства решили, что это дело ВГИКа. Через некоторое время я был приглашён на Учёный Совет… Передо мной сидел весь цвет кинематографа, и после моего выступления, где я процитировал слова Маркса, мне дали разрешение на защиту диплома. И не зря! Мои эскизы и раскадровка фильма были отмечены на выставке и отправлены в Италию, а я был принят на „Мосфильм“.

И скажу ещё об одном человеке, сыгравшем важную роль в моей жизни, им стал Иван Александрович Пырьев – режиссер и директор студии, вместе с которым мне посчастливилось работать. За свою жизнь я участвовал в создании около 50 фильмов. И могу сказать однозначно – в творческой карьере я оказался счастлив».

Мы очень благодарны Сталену Никандровичу за интересный биографический рассказ и хотим пожелать ему крепчайшего здоровья, счастья, радости и долгих лет жизни!

Подготовили Людмила Бабиева,
Светлана Коновалова

03.08.2009

Возврат к списку

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
20 АПРЕЛЯ В 14:00

Приходи познакомиться с институтом в формате оффлайн

Регистрация

Первый Московский Фестиваль рекламы
для школьников «NewSparks»

Прием конкурсных работ до 07 мая 2024 года

Подробнее