Официальный интернет-портал
Института гуманитарного образования и информационных технологий


В системе образования с 1993 года

Выпуск №4 (Открытка), октябрь 2013

В положении

Весна, второй семестр в самом разгаре. Вот уж и июнь не за горами, и на повестку дня для наших пятикурсников встаёт очень актуальный и одновременно отпугивающий студентов вопрос. Вопрос о трудоустройстве. Казалось бы, что в этом вопросе необычного? А необычно именно то, что сегодня, несмотря на очевидные и возможные ответы и решения, остается много всяких «но»…

По опросам ВЦИОМ за 2009 год каждый второй россиянин (50%) уверен, что найти работу выпускнику вуза удаётся с большим трудом. И это не просто очередной стереотип, потому что в наше время молодёжь, по статистическим данным, представляет самую большую группу безработных – 30% от общего числа, причем 25%-28% из них – это выпускники высших учебных заведений. Молодой специалист, оканчивая вуз, попадает в совершенно абсурдное положение. Его отказываются брать на работу, потому что у него нет опыта работы. Но как он может приобрести этот опыт, если на работу его не берут?!. Это заколдованный круг, в который попадают юные и неопытные, и из него, как кажется, нет выхода. Молодой человек, не зная, куда ему податься, зачастую соглашается на любую работу, – чаще всего, совершенно отличную от полученной им специальности.

В советское время существовала система распределения. Выпускника определяли на место, где он должен был отработать определённый срок. А в дальнейшем при желании он мог уйти куда угодно. При этом молодой специалист не мог быть уволен без особого разрешения ведомства и, кроме того, имел ряд льгот. Другими словами, находился на особом положении. Да, у описанной системы были как плюсы, так и минусы, но она помогала избежать проблем с трудоустройством и, соответственно, с материальным положением.

Безусловно, сегодня мало кто захочет три года работать по распределению, да и молодые специалисты не пользуются теми привилегиями, которые были у советских выпускников. Но это совсем не значит, что нужно смиряться с несовершенством образовательной системы. А рыночная система тем временем продолжает диктовать свои условия, и молодые специалисты остаются пока в очень шатком и даже двусмысленном положении.

Шушаник КАРАПЕТЯН

11.04.2013

Возврат к списку