вернуться

Интервью: предназначено для печати!

Интервью: предназначено для печати!

Сказать, что интервью – один из основных жанров журналистики, значит не сказать ничего. «Интервью – это основа основ, питающая всю журналистику, поскольку без вопросов, которые репортер задает различным людям, нет журналистики», – писал Габриэль Гарсия Маркес. Но с людьми нужно уметь разговаривать. И владеет этим искусством далеко не каждый человек и далеко не каждый журналист.

Можно быть хорошим журналистом и вместе с тем не уметь делать интервью, то есть, быть готовым побеседовать абсолютно с любым человеком, задать ему те вопросы, ответы на которые хотелось бы получить не самому интервьюеру, а той части читателей, зрителей, слушателей, для которых он работает. Журналист встречается с людьми не для того, чтобы потешить свое самолюбие и показать – вот, я разговаривал с королевой Великобритании… Он выясняет у своего визави то, что интересует обычных людей, которые никогда не смогут встретиться с этим человеком. И в этом плане журналист является своеобразным посредником между интервьюируемым и читателями. У читателя должно сложиться впечатление, что это именно он, читатель, задает вопросы и получает на них ответы. В этом случает интервью можно считать удавшимся. Его обязательно дочитают, досмотрят, дослушают до конца. И запомнят, в отличие от самого автора (ситуация для журналистов, работающих в печатных или интернет-изданиях). Если, конечно же, автор не занимался явным самолюбованием на фоне своего героя (чем вызвал законное раздражение), нарочито не «тыкал» и не оставлял в тексте дружеские обращения к себе любимому, тем самым демонстрируя близость к интервьюируемой персоне…

Интервью: предназначено для печати!

Также успешным можно считать интервью, если человек (а это, как правило, ньюсмейкер, раздающий десятки интервью в неделю) сказал что-то , чего не было сказано ранее. Чтобы это произошло, нужно, как минимум, познакомиться с предыдущими интервью и опубликованными высказываниями человека, которого вы собираетесь «допросить».

Наконец, есть статусные интервью – когда встреча с человеком ценна сама по себе. Встреча с президентом страны, с патриархом, премьер-министром – это статусное интервью.

К ряду успешных позиций можно было бы добавить еще несколько, но они достаточно спорные. Бесспорно одно – хороших интервьюеров тоже немного и не случайно их выделяют в отдельную касту.

Интервью: предназначено для печати!

Один из них – Андрей Максимов. Ведущий программ «Ночной полет» (канал «Культура»), «Дежурный по стране», «Личные вещи» (5-й канал) и «Любовь ушедшего века» (радиостанция «Культура») предлагает смотреть на интервью шире. «Через час ко мне подойдет сын, спросит: „Можно мне пойти погулять“? Потом жена спросит: „Ты меня любишь?“ Все это интервью. Если верить американцам, то 80% нашего общения – интервью. Есть узкоспециальные. Но когда вы разговариваете со мной или я разговариваю с продавцом, когда выбираю колбасу, – законы одни и те же. Интервью – единственный способ раскрыть человека. Любое общение с целью получить информацию – это интервью».

Я не согласен с коллегой. Миллионы людей покупают колбасу, и что же – все они интервьюеры? Способны ли хорошо продуманные вопросы раскрыть человека, если он «закрылся» и уходит от ответов? Возможно ли с помощью заранее составленных вопросов«показать» собеседника с заранее заготовленными ответами? А ведь и это – интервью, и такого эрзаца становится в последнее время все больше и больше.

Наконец, на Западе интервью тоже трактуют по-разному. Для англоязычной журналистики интервью – совершенно другой жанр. Это описание деятельности человека, ведущееся от лица журналиста. То есть то, что мы назвали бы портретом. По ходу статьи герой рассказывает о себе, причем его рассказы, как правило, подкрепляются рассказами других людей – его родственников, коллег, друзей. То, что мы называем интервью, там носит название Q&A, что означает «Questions and Answers» – вопросы и ответы.

Кстати, интервью – слово, заимствованное из английского языка, и словарь иностранных слов очень четко дает трактовку этого понятия. Интервью [англ. interview] – предназначенная для печати беседа журналиста с политическим, общественным или каким-либо другим деятелем. И главное в этом определении – «предназначенная для печати»! То есть в дальнейшем опубликованное (здесь – вынесенное на публику) содержание беседы будет адресовано всем желающим ознакомиться с ней. И участники беседы об этом знают. Так что, интервью – не просто диалог между людьми, которые обмениваются между собой интересующей их информацией. Именно с этой точки зрения нужно рассматривать основополагающий жанр журналистики, где немногие (журналисты) стараются для многих, а не наоборот.

Интервью: предназначено для печати!

Уже упомянутый в самом начале Маркес высказался на эту тему достаточно жестко: «Каждый думает, что может сделать интервью и поэтому газеты превратились в место публичной казни, куда посылают начинающих с четырьмя вопросами и диктофоном, чтобы сделать из них журналистов». Превращается в это место и телевидение, где молодые не способны беседовать один на один, а заслуженные превращают свое ремесло в подобие китайской конвейерной сборки. Чтобы СМИ перестали напоминать средневековый «эшафот», в них должны работать подготовленные люди, а не те, кто считает журналистику модной профессией, подвластной всем и каждому. И, конечно, не те, кто полагает, что благодаря многомиллионной аудитории уподобился Господу Богу.

Хотите знать больше подробностей? В наше время нет ничего проще: http://www.ozon.ru/context/detail/id/4787568/

Вадим ПЕРЕСВЕТОВ,

профессор кафедры практической журналистики и редакционно-издательского дела ИГУМО,
автор книги «Журналистика: секреты успеха»

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
20 АПРЕЛЯ В 14:00

Приходи познакомиться с институтом в формате оффлайн

Регистрация

II московский молодежный фестиваль
анимации и иллюстрации

Open Call
до 03 апреля 2023

Подробнее

Первый Московский Фестиваль рекламы
для школьников «NewSparks»

Прием конкурсных работ до 07 мая 2024 года

Подробнее