вернуться

Региональная пресса: «за» и «против»

Наши новости

подписаться

Наши соцсети

Наши новости

подписаться

Наши соцсети

Региональная пресса: «за» и «против» 1

В Российской Федерации сегодня насчитывается около 90 областей и автономных образований, межобластных и межрайонных структур. В условиях разделения полномочий между центром и субъектами Федерации многократно возрастает роль информационных связей как внутри местных административных формирований, так и между ними, т.е. на региональном уровне. Одним из институтов, обслуживающих их насущные информационные потребности, является региональная журналистика.

Проблеме развития рынка региональной прессы было посвящено исследование, проведенное студентами 5-го курса факультета журналистики в рамках изучения дисциплины «Экономика и менеджмент СМИ».

Региональная пресса: «за» и «против» 2

Местная пресса сегодня – самый влиятельный медиаресурс на муниципальном информационном пространстве России: издается около 3,7 тыс. городских, районных, областных и республиканских газет общим разовым тиражом более 49 млн экз. По данным за 2013 год, доля общероссийских газет среди всей массы возникших за последнее десятилетие изданий составляет 14,7%, а региональных – 57,8%, городских и районных – 11,3%, межрегиональных (распространяемых в нескольких соседних областях) – 11,4%.

Подобный «всплеск» региональной печати можно объяснить рядом причин. Во-первых, регионы становятся более самостоятельными, вертикальные управленческие связи разрываются. Во-вторых, цена на региональные издания сравнительно ниже, чем на общероссийские. В-третьих, высокая стоимость услуг по доставке прессы сделала невыгодным распространение больших тиражей из центрального региона в более отдаленные местности. В-четвертых, региональная пресса становится каналом влияния местных властей на аудиторию.

Можно выделить несколько тенденций, характерных для всех региональных печатных СМИ.

Первая тенденция. Отдельные региональные газеты и журналы претендуют на распространение по всей России, возникают межрегиональные издания.

Вторая тенденция. Региональная печать, как и центральная пресса, оказалась вовлечена в процессы концентрации и монополизации. В регионах возникают и укрепляются корпорации, издательские дома, финансово-издательские группы (затраты на производство изданий, входящих в корпорацию, уменьшаются на 40–60%).

Например, в Воронежской области ежедневная газета «Коммуна» (тираж 60 тыс. экз.) создала пять дочерних еженедельников: общественно-политический «Воронежская неделя» (28 тыс. экз.), информационно-развлекательный «Коммуна-спорт» (10 тыс. экз.), «Коммуна-плюс», ориентированный на пенсионеров (136 тыс. экз.), «Коммуна-глобус», разрабатывающий проблематику ближнего зарубежья (6,5 тыс. экз.), и «Колесо» для автолюбителей. Кроме того, выходило рекламное издание «Коробейник», распространяемое бесплатно.

Третья тенденция. Наблюдается симбиоз медиабизнеса с другими сферами предпринимательства. Большинство концернов активно осваивают смежные виды деятельности.

Структура бюджета местных газет выглядит приблизительно так: 60% – реклама, 20% – реализация тиража, 15% – внегазетная деятельность, 5% – дотации из бюджета или спонсорская помощь. Еще одним возможным источником финансирования региональных СМИ в последние годы стали зарубежные фонды.

Можно выделить следующие тенденции развития прессы в регионах.

1. Количество региональных газет и журналов с каждым годом растет, однако тиражи падают, увеличивается периодичность выхода изданий.

2. Бюджетных денег не хватает, поэтому учредителями чаще всего являются негосударственные структуры и муниципальные учреждения.

3. Наиболее высокий тираж имеют региональные версии центральных газет и бесплатные рекламные издания, имеющие стабильный доход от мелких рекламодателей.

4. Издания почти полностью финансируются из бюджета региона, но его не хватает, нет эффективного менеджмента. Многие региональные издания полностью убыточны.

5. Наиболее низкая медийная активность наблюдается в регионах, удаленных от центра (Хакасия, Тыва, Алтай).

Таким образом, развитие региональной прессы остается актуальной задачей, которая должна стать основой современной демократической структуры общего информационного пространства России. Регионализация СМИ – одна из характерных черт сегодняшней российской журналистики. Процесс этот в настоящее время набирает силу, отражая стремление к самостоятельности отдельных субъектов Российской Федерации.

Алена Игнатова, студентка 5-го курса факультета журналистики

01.11.2013

Возврат к списку

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
20 АПРЕЛЯ В 14:00

Приходи познакомиться с институтом в формате оффлайн

Регистрация

Первый Московский Фестиваль рекламы
для школьников «NewSparks»

Прием конкурсных работ до 07 мая 2024 года

Подробнее