Институт и колледж ИГУМО
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ
ИНСТИТУТА ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Найти на сайте
Мастер-класс Тофика Шахвердиева

Мастер-класс Тофика Шахвердиева

В Центральном Доме Журналиста, где 18 ноября 2010 г. проходил круглый стол на тему «Образа журналиста в кино и телевидении», студентам факультета журналистики ИГУМО представилась возможность присутствовать на мастер-классе одного из членов жюри Второго Всероссийского кинофестиваля «Профессия: журналист», режиссера Тофика Шахвердиева. Режиссер поделился с будущими журналистами секретами своего мастерства, рассказал о методике выбора темы и построения диалога с собеседником, дал советы о том, как превратить банальный на первый взгляд материал в интересный и яркий сюжет.

Мастер охотно отвечал на вопросы, которые в основном касались его документальных фильмов. Рассказывая о своей творческой деятельности, режиссер упомянул свой фильм «Надувные шарики» о детях-наркоманах. Тофик Рзакулиевич отметил особенности съемочного процесса: он не метался из одного конца города в другой в поисках подходящего сюжета, а поставил камеру недалеко от Курского вокзала и там отснял все необходимые кадры. Режиссер объяснил это простым везением, однако это больше похоже на профессиональное чутье или способность оказаться в нужном месте в нужное время.

Одна из присутствовавших девушек, которая смотрела фильм «Надувные шарики», спросила режиссера, как он нашел подход к таким трудным детям, как герои этого документального фильма. Тофик Шахвердиев объяснил, что он просто разговаривал с ними на равных.

А вот заданный мною вопрос был выбран неслучайно. Снимая видеоролики для ток-шоу, подготовкой которого занимается наш курс, мы столкнулись с серьезной проблемой: отвечая на наши вопросы, некоторые опрашиваемые наотрез отказывались повторить свои слова перед камерой. Я спросила Тофика Рзакулиевича, как он выбирает героев для своих фильмов и как поступает, если герой боится камеры и отказывается сниматься. Режиссер ответил, что в глубине души практически каждый хочет сняться в фильме, поэтому подобные проблемы если и возникают, то решаются путем правильного подхода. Не нужно пытаться выглядеть умнее, чем ваш собеседник, иначе он не сможет расслабиться и, пытаясь держаться на вашем уровне, будет выдавать чрезмерно усложненные и ненужные ответы. Необходимо настроиться на одну волну с героем сюжета. У Тофика Шахвердиева есть маленькая хитрость, позволяющая получить как можно больше информации о герое. Когда рассказчик замолкает, не спешите убирать микрофон, как будто ждете дополнений. В этот момент человек понимает, что, видимо, сказал не все, и добавляет что-нибудь еще. Если повезет, это дополнение может стать самой яркой репликой беседы.

Основной принцип съемки Тофика Шахвердиева звучит довольно парадоксально: если вы хотите что-то снять – не снимайте это. На первый взгляд, непонятно, что именно режиссер имеет в виду. В чем логика такого принципа? Тофик Рзакулиевич объяснил: для того чтобы сюжет получился интересным и неординарным, надо искать что-то необычное. Например, снимая фильм о гимнастическом классе, Тофик Шахвердиев концентрировал внимание вовсе не на упражнениях, которые выполняли гимнастки (иначе это был бы самый обыкновенный и даже посредственный фильм), на атмосфере, том необычном, что открылось его опытному взору.

В завершение мастер-класса Тофик Шахвердиев показал документальный фильм, посвященный Москве. Меня поразило то, какой в этом фильме изображена столица. Ирония, но не насмешка, проходит красной нитью через весь фильм. Очень динамичная картина, композиционно завершенная, с точно подобранными кадрами. То, что на первый взгляд незаметно, становится в фильме значительным: вид с крыши одной из столичных высоток, бегущие прохожие, бесконечные пробки – все это часть Москвы, без которой ее невозможно представить.

Вернувшись домой после мастер-класса, я посмотрела фильмы Тофика Шахвердиева – настолько интересно он рассказал нам о документальном кино. Хочу отдельно отметить фильм «Убить человека» о колонии для несовершеннолетних. Такими девочек-убийц я не видела еще ни в одном документальном фильме. Финальная сцена, где мать-убийца прямо в кадре и словно на наших глазах меняет выражение своего лица от ухмылки до слез, никого не оставит равнодушным.

Мы, студенты факультета журналистики ИГУМО, пришли к выводу, что нужно обладать не только огромным талантом, но и безграничной любовью к людям, чтобы снимать кино так, как снимает его Тофик Шахвердиев.

Студентка 2-го курса факультета журналистики

Алена Игнатова

25.11.2010
Просмотров: 610

Возврат к списку


ИНТЕРЕСНЫЕ РАЗДЕЛЫ
Об ИГУМО Факультеты Колледж Лица института Абитуриентам Государственная аккредитация Личный кабинет студента Контакты Сообщество в ВКонтакте Сообщество в Фейсбуке
© 1991-2016 ИГУМО и ИТ. Все тексты и фото подготовлены студентами и сотрудниками ИГУМО и ИТ. Все права защищены.