Наши новости
подписатьсяИз-за широкого спектра самых разнообразных тем публикаций читателю может показаться, что газета «Открытка» – это любительский кружок, который имеет мало общего с реальной журналистской детальностью. Казалось бы, ну какая это журналистика? Выбрал любую тему, написал текст, как посчитал нужным, и всё – свободен. Гуляй себе и жди, пока выйдет газета с твоей публикацией.
На самом же деле всё не так просто.
Несмотря на то что ребятам предоставлена абсолютная свобода творчества, они сталкиваются с большим количеством трудностей и решают множество сложных задач на всех этапах подготовки журналистских материалов.
Чтобы вы сами в этом убедились, приглашаем на «кухню» редакции, где вы сможете понаблюдать за творческим процессом.
Редколлегия: поштормим?
Ежемесячно для всех желающих проводится редколлегия в формате мозгового штурма. Здесь ребята учатся искать темы для своих материалов, обсуждают их с коллегами и наставниками. Это самый важный этап в процессе подготовки текста, ведь вся работа окажется напрасной, если автор изначально выберет неправильное направление.
Конечно, ребята не ограничены определенным набором тем и могут написать про что угодно. Но зачем? Материал о личных переживаниях автора или его отношении к какому-либо явлению может не иметь никакой ценности для целевой аудитории. Поэтому сначала журналисту необходимо составить портрет своего читателя: понять, кто он и что его интересует.
После этого ребята ищут ракурс, с которого будут раскрывать тему.
Написать материал о чем-либо не так уж и сложно, а вот удивить читателя, правильно и оригинально подать информацию – это уже большой труд.
Например, Елена Собкова старалась найти баланс в своем тексте: рассказать об острой проблеме, волнующей общество, корректно и сдержанно, но в то же время живо и увлекательно. А Яне Лыточкиной пришлось несколько раз менять содержание и подачу материала, ведь написать о своем родном городе нужно было так, чтобы текст увлек самого уставшего студента, который не в состоянии воспринимать скучную информацию после учебного дня.
Написание текста: легко ли?
Если вы выбрали интересную тему, это еще не значит, что материал априори получится захватывающий. Даже самую увлекательную информацию очень просто превратить в материал «ни о чем».
Чтобы избежать этого, мы работаем следующим образом (и вам советуем):
Планируем
«Вы не можете взять и начать писать текст, не зная, к чему в итоге придете», – эта фраза часто звучит на редколлегии.
Перед тем как приступить к подготовке материала, нужно понять, какую мысль вы хотите донести до читателя и как.
Разбираемся в теме
Чтобы объяснить что-то другим, сначала вы должны понять это сами: изучить тему, найти информацию в проверенных источниках, проанализировать ее и сделать выводы. Глубоко разобраться в теме необходимо еще до того, как вы напишете хоть слово.
Пишем живым и понятным языком
Подходите к каждому тексту, как к новому проекту: не используйте одни и те же обороты и фразы. Избегайте канцеляризмов, шаблонных выражений, мудреной манеры письма и заумных терминов.
Говорим с читателем честно
Пишите только то, в истинности чего уверены. Не утрируйте, не додумывайте и не искажайте информацию ради красного словца.
Сообщаем точные факты
Текст должен отвечать на вопросы читателей, а не вызывать у них новые. Не вводите читателя в заблуждение. Используйте известную формулу Квинтилиана «5W+H», следуя которой, автор четко отвечает на следующие вопросы: Что случилось? Из-за кого? Где? Когда? Как? Почему?
Выкидываем всё лишнее
Любая фраза в тексте должна сообщать новую информацию, вызывать эмоцию или продвигать повествование вперед. Если фраза не выполняет одну из этих функций, вычеркните ее.
Результат: что получилось?
Что именно получилось в результате работы, вы сможете увидеть, перейдя по этой ссылке. Но главное, что у студентов получилось справиться с трудностями и даже стрессовыми ситуациями; найти решения сложных задач; объективно оценить плюсы и минусы своих материалов, учесть замечания наставников и выполнить кропотливую редакторскую работу (даже если вносить правки требовалось бесконечное количество раз).
А вот как студенты сами оценивают свой труд и приобретенный опыт.
Ольга Фадеева, студентка 1-го курса факультета журналистики:
«“Открытка” позволяет окунуться в журналистскую деятельность с первого курса. Студенческая газета отличается от школьной разнообразием заданий и высоким уровнем их сложности. Например, можно провести опрос, составить инфографику и даже взять интервью.
На первом курсе обучения в институте брать интервью у профессионала своего дела волнительно и страшно. Этот жанр требует опыта, которого у меня не было.
Но после проведенной работы я почувствовала эмоциональный подъем и желание двигаться дальше, задавать как можно больше вопросов окружающим меня людям, чтобы узнать их со всех сторон».
Илья Андреев, студент 1-го курса колледжа журналистики:
«Я был удивлен, что тема про мое кадетское прошлое оказалась интересной и о ней попросили написать. Конечно, очень многое пришлось опустить ввиду ограниченного объема, а прощаться с частью своего текста всегда сложно. Впрочем, это мой первый материал в газете “Открытка”, и надеюсь, что я еще многое успею вам рассказать».
Никита Живило, студент 3-го курса факультета журналистики:
«Самый интересный этап работы над материалом – выстраивание структуры текста. Ведь от того, как я изложу информацию, зависит, как читатель ее воспримет: сформирует негативное мнение о чем-либо или, наоборот, начнет относиться к какой-то ситуации более лояльно.
Правда, без трудностей не обошлось. Зато благодаря им я навсегда запомнил, что нужно не стесняться уточнять важную информацию и не забывать перепроверять факты.
Подготовка материалов для газеты помогает мне развиваться и работать над ошибками. Я очень внимательно отношусь к правкам редакторов, которые напоминают мне, что совершенствовать свой слог нужно ежедневно».
Виктория Репич, студентка 1-го курса факультета журналистики:
«Работа над вторым текстом для “Открытки” была не менее интересная, чем над первым. Ведь теперь я должна была не только взять интервью, но и придумать, как его подать и оформить. Писать такие материалы всегда увлекательно, так как хочется заинтересовать читателя.
Я уверена, что это не последняя моя публикация в студенческой газете, потому что множество предложенных тем дают возможность выбрать именно ту, которая по душе, и писать текст с большим удовольствием».
Екатерина Кудрявцева,
руководитель проектов факультета журналистики
30.11.2018