вернуться

Договор договору рознь

Договор договору рознь

Наши новости

подписаться

Наши соцсети

Наши новости

подписаться

Наши соцсети

Представьте, что вам в руки впервые дали бензопилу и попросили заготовить дрова на зиму. Судорожно вспоминаете все, чему вас учили на уроках труда в школе, но, увы, к такому вас жизнь не готовила. А ведь еще нужно соблюсти все правила безопасности, чтобы ненароком не отпилить вместе с частью бревна палец. А если еще рядом не окажется профессионала, который наглядно продемонстрирует в действии этот прибор, то точно – пиши пропало. Начав читать этот материал, вы зададитесь вопросом: «Зачем мне читать про бензопилу?» Не переживайте, это всего лишь аллегория. 

Дело в том, что на одной из первых лекций по дисциплине «Авторское право» ректор ИГУМО, доктор юридических наук, профессор Марина Владимировна Волынкина вложила нам в руки такой же непривычный для нас инструмент. Первым делом мы начали рассматривать его с разных сторон, крутить, вертеть, пытаясь заставить его работать, но все было тщетно. Четвертая часть Гражданского кодекса РФ, регулирующая отношения в сфере интеллектуальной собственности, оказалась для нас той самой бензопилой. Если учесть, что в аудитории среди студентов 4-го курса не было ни одного юриста, а только дизайнеры, журналисты, менеджеры и фотографы, то всеобщий вздох заставил содрогнуться стены конференц-зала с небывалой мощью.

Как выговорить «проприетарная теория»? Как запомнить, чем отличается лицензиар от лицензиата? Почему Гавриил Феликсович Шершеневич не мог придумать более простое определение исключительному праву? Это не весь список вопросов, которые задавал внутренней голос. 

МВ_лекция_2.jpg

Но вот прошла одна лекция, вторая, третья… Умение преподавателя заинтересовать и вовлечь в предмет, грамотно показать, как работает тот или иной механизм в нем, сделали свое дело.«Почему у нас раньше не было этой дисциплины? Лицензиар – это правообладатель, а лицензиат – это лицо, получившее по договору право использования объекта интеллектуальной собственности! Автор – это гражданин, творческим трудом которого…» – ликовало что-то внутри.

Хотелось как можно скорее применить полученные знания на практике и… вуаля! Марина Владимировна проводит деловую игру, чтобы студенты смогли применить полученные правовые знания в конкретной жизненной ситуации. Разделившись на группы (состав команды: дизайнер, фотограф, менеджер, журналист), мы должны были составить лицензионный договор или договор об отчуждении исключительного права, грамотно сформулировав предмет и все существенные условия сделки. Статья, фотография, логотип, картина, музыкальное произведение, сайт – каждый выбрал понравившийся ему объект. 

МВ_лекция_3.jpg

Казалось бы, что тут сложного? По прошествии отведенных на задание 30 минут каждая из команд согласно очередности выходила защищать свои работы. Сложности, с которыми столкнулись многие ребята, – нечеткое определение предмета сделки. В реальной жизни это могло повлечь за собой серьезные правовые последствия. 

«Сегодня в рамках деловой игры все 8 команд выполнили сложнейшее задание – подготовили договоры, предметом которых стали объекты интеллектуальной собственности. Каждая команда получила обратную связь. Мы обсудили каждый договор. Теперь вы точно никогда не забудете, что предметом договора являются не материальные носители, а права на них! Вы не юристы, но, будучи профессионалами творческих профессий, вы просто обязаны понимать, как правильно оформить передачу ваших произведений (прав на них!) стороне по договору. Уверена, теперь вы будете внимательно следить за предметом договора и вникать в его содержание», – подытожила Марина Владимировна. 

Ректор помогла проработать ошибки и объяснила, как их можно избежать. Ведь умение оперировать юридическими терминами – еще не залог успеха, а лишь его небольшая составляющая. Важнее всего понимать суть вопроса. В нашем случае важно было добиться того, чтобы сделка по передаче прав на использование объекта интеллектуальной собственности влекла за собой правовые последствия, т.е. была признана легитимной.

МВ_лекция_4.jpg

Для этого необходимо соблюдать все существенные условия договора, в первую очередь четко формулировать его предмет. Например, в лицензионном соглашении предметом договора является не сама фотография, статья или картина, а право использования этого произведения.

Что касается договора об отчуждении исключительных прав, то в нем предметом сделки является исключительное право в полном объеме. Это предполагает полную передачу как самого материального носителя, так и прав на него. Срок действия договора мы указываем исключительно в лицензионном соглашении, а вот по договору об отчуждении исключительных прав приобретатель вправе использовать результат интеллектуальной деятельности в рамках предусмотренного законом срока действия исключительного права.

МВ_лекция_5.jpg

Нельзя забывать и о финансовой стороне сделки, потому что каждый из указанных договоров является возмездным. 

Итак, в лицензионном соглашении мы прописываем предмет, способы использования, территорию и срок действия договора, порядок передачи материального носителя, а также не забываем про финансовую сторону сделки. В договоре об отчуждении указываем предмет, финансовую составляющую и форму передачи материального носителя.

Нам, представителям творческих профессий, такая форма проведения занятия помогла гораздо лучше усвоить сложный правовой материал и погрузиться в него с головой. И пусть мы не связаны узами диплома с юриспруденцией, согласитесь, любой журналист, дизайнер, фотограф или менеджер, знающий свои права и уважающий исключительные права других авторов, всегда будет на голову выше и на шаг впереди своих менее просвещенных коллег. 

Анастасия Цуканова, студентка 4-го курса факультета журналистики

20.11.2017

Возврат к списку

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
08 ИЮНЯ В 14:00

Приходи познакомиться с институтом в формате оффлайн

Регистрация

Первый Московский Фестиваль рекламы
для школьников «NewSparks»

Прием конкурсных работ до 07 мая 2024 года

Подробнее