вернуться

В дыму информационных войн

Алена Шиврина«От Советского Информбюро: Внимание! Говорит Москва, говорит Москва..." - словами человека, чей голос для советских людей являлся рупором власти и символом победы в Великой Отечественной войне - Юрия Левитана – начался круглый стол «Информационная война: вчера и сегодня».

Сейчас, наблюдая конфликт между Россией и Украиной, мы уже можем ответить на вопрос: что же все-таки несет в себе это словосочетание – информационная война. Как говорится, хочешь понять события, происходящие в настоящее время – обратись к истории своего государства.

Следуя именно этому правилу, мы и начали наш разговор с информационной войны 1941-1945 годов.

Коновалова ЕкатеринаВедущие круглого стола студенты второго курса Кристина Карпова и Егор Никулин стилизовали свою речь под советскую эпоху, называя слушателей «гражданами и гражданками» и представляя выступающих обращением «товарищ».

Первый выступающий «товарищ» - студентка второго курса Вера Румянцева - кратко напомнила «гражданам и гражданкам», что мы подразумеваем под термином «информационная война».

В годы Великой Отечественной войны противоборство между Советским Союзом и Германией было, конечно, не отдельно стоящим явлением, а фактором, дополняющим военные действия. О двух войнах рассказали мы, авторы этой заметки - Екатерина Коновалова и Алена Шиврина.

Войны шли в ногу – успехи на информационном поле битвы во многом определились успехами в реальных сражениях. СМИ старались ни на шаг не отставать от происходящих событий, это немаловажно, ведь всем известно, что пропаганда, различное воздействие на людей – неотъемлемая часть успеха в воинской кампании. Воспитание героизма, мужества, дисциплинированности, поднятие патриотического духа – все это было необходимо советским солдатам во время войны, тем более на ее начальных этапах. Именно эти задачи ставила перед собой пресса того времени. Также основной целью СовИнформбюро было краткое, но максимально информативное изложение военно-оперативных сводок – люди обязаны были знать, что происходит на фронте. Рассказывалось как об успехах советских солдат, так и об итогах неудачных для нашей страны сражений, но все это поднимало дух красноармейцев, ведь их вел лозунг: «Враг будет разбит! Победа будет за нами!».

Особой темой обсуждения стала роль церкви в информационной войне. В нашем представлении СССР – глубоко атеистическое государство, однако, как стало видно из доклада студентки второго курса Юлии Родионовой, православная церковь активно участвовала в поднятии боевого духа бойцов Красной Армии. В минуты страшной опасности даже атеисты становятся верующими. Лежа в окопах, коммунисты крестились, а перед битвой под Москвой, по распоряжению Сталина, икона Казанской Божьей Матери была погружена в самолет, который облетел вокруг столицы, оградив ее от врагов.

Совсем другие методы использовали партизаны, которые вели активную пропаганду: издавали листовки с обилием нецензурной брани и конкретными советами начинающим партизанам. Об этих листовках и плакатах рассказала второкурсница Мария Кручинова.

Мы с гордостью можем говорить о том, что информационная война со стороны России была весьма успешной, только тот факт, что Адольф Гитлер в годы войны объявил врагом номер один человека, который не был командиром фронта, не возглавлял ни армию, ни полк, ни даже роту. Он вовсе не был военнослужащим, посредством оружия не уничтожил ни одного фашиста. Врагом номер один Гитлер объявил диктора Всесоюзного радио Юрия Левитана. Не все решают танки и пули, в нынешнее время войны идут в основном экономические и в большей степени информационные, пропаганда и сейчас играет очень большую роль. Сейчас большинство отечественных и зарубежных СМИ забито новостными заметками, броскими, агитирующими заголовками, различными записями в блогах на тему Россия-Украина. Информационная война ведется полным ходом, причем с обеих сторон. После просмотра некоторых роликов, демотиваторов, выступлений артистов, мы провели сравнительный анализ информационных военный действий в 1941-1945 и в 2014 годах, и, как не странно, нашли достаточно много сходств и различий. Главным объединяющим элементом, наверное, можно назвать то, что, как и в годы Великой Отечественной войны, так и сейчас, русские люди не учитывают менталитет своих врагов. Из пяти с лишним миллионов солдат и офицеров вермахта было около трех миллионов членов национал-социалистической партии, все они прошли школу фашисткой молодежной организации, т.е. все они с детства были воспитаны нацистской пропагандой, направленной против России. Современные жители западной Украины с детства привыкли, что о России говорят как о враге. Переубедить их уже невозможно.

Конечно, прошло уже не мало времени, изменились цели, возможности, способы агитации, изменилась и сама жизнь.

Как бы нам не хотелось прекратить пусть даже "информационные", но все же военные действия, они, без всякого сомнения, будут длится еще очень долгое время – к этому выводу мы пришли в финале круглого стола.

Слова Молчалина: "Ах, злые языки страшнее пистолета" из произведения А.С. Грибоедова "Горе от ума" как нельзя лучше описывают суть информационных войн, и скорее всего она не изменится ни через пять лет, ни через пятьдесят... эти слова всегда будут ее зеркальным отражением.

Алена Шиврина

Екатерина Коновалова

2 курс факультет журналистики ИГУМО

19.05.2014
Просмотров: 1159

Возврат к списку

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
08 ИЮНЯ В 14:00

Приходи познакомиться с институтом в формате оффлайн

Регистрация

Первый Московский Фестиваль рекламы
для школьников «NewSparks»

Прием конкурсных работ до 07 мая 2024 года

Подробнее