вернуться

Продаётся журналист

27 февраля в ИГУМО состоялся мастер-класс «PR в журналистике» А. А. Шевчук, в ходе которого будущие журналисты узнали, что грань между пиаром и журналистикой в голове у современных людей постепенно стирается. Почему ставить знак равенства между журналистом и пиарщиком - то же самое, что спасти от тюрьмы Брейвика, поясняет студентка 2 курса факультета журналистики Алёна Глазкова.

По мнению А. А Шевчук, сегодня журналист и пиар-менеджер занимаются почти одним и тем же. И журналист, и «пиарщик» осуществляют «коммуникацию между различными частями общества». Оба влияют на общественное мнение. Наконец, и на той, и на другой работе вам предстоит искать и создавать новости, писать аналитические материалы, брать комментарии у экспертов и т.п. Различна лишь аудитория: работа журналиста удовлетворяет прежде всего потребности общества, а работа «пиарщика» – потребности руководства компании, которая его наняла. И, конечно, различным может быть мнение, сформированное «пиарщиком» и журналистом у аудитории. Ведь задача сотрудника пиар-отдела - создать в голове потребителя обязательно позитивный образ компании или продукта. Даже чёрный пиар, по словам Анастасии, впоследствии должен способствовать «продвижению объекта пиара». Журналисты же вольны сами выбирать, каким они представят читателю то, о чём пишут. Ведь журналисты - люди, которые априори не связаны обязательством что-то распространять или хвалить. 

Такова теория, вот только в современном мире беспристрастность журналиста почти невозможна. «Готовясь к лекции, я нашла в интернете фразу, с которой вынуждает меня согласиться жизненный опыт. Фраза звучит так: пиарщик честнее журналиста. То есть лучше честно сказать, на кого ты работаешь, чем лгать, что ты независим»,- заметила А.Шевчук. И действительно, то, каким будет материал журналиста, зависит от множества вещей: выбранной аудитории, политики редакции, государства, личного отношения с людьми - да мало ли еще чего. Чтобы выдержать подобное давление и остаться в профессии, журналисты вынуждены скорее угождать тем, от кого зависит его карьера, чем разбираться в предмете статьи. Перемена места работы ничего не меняет. 

Многообразие современной журналистки – это многообразие различных объединений, которые постепенно привыкают хвалить только себя. У каждой партии, профессии, компании, у любого возраста, пола и хобби появляются во всех смыслах «свои» СМИ. Что может быть плохого в захлестнувшей рынок попытке обслуживать и защищать всё более узкую группу лиц? Пару лет назад к этой «свободе мнений» в России и мире ещё относились с восторгом. Пока количество «корпоративных СМИ» не увеличилось настолько, что возникла опасность исчезновения СМИ, отражающих тенденции жизни общества, а не направленных на представление интереса небольшой группы лиц или частного лица. Всё чаще человек страдает от чужого эгоистичного желания ставить свои интересы выше истины, и, соответственно, ни перед чем не останавливаться, добиваясь признания своих интересов. Именно поэтому современные люди начинают путать пиар и журналистику.
Тем не менее, между журналистом и «пиарщиком» принципиальная разница есть, как есть разница между адвокатом и юристом. Адвокат, как мы знаем, отстаивает права своего подзащитного, неважно, виновен тот или не виновен. Юрист – профессия более широкая. Этот человек может быть как адвокатом, так и прокурором, но главная его задача - обеспечивать соблюдение закона. И как бы ни были полезны адвокаты, способные отстаивать права невиновного, стоит понимать, что если бы в один прекрасный день все юристы стали адвокатами, то спустя некоторое время всевозможные преступники: маньяки, воры, убийцы - оказались бы на свободе. Сомнительно, что такое общество, уничтожающее, разрушающее само себя, будет существовать долго и успешно. Поэтому и превращение журналистов в пиар-менеджера чревато ранним или поздним застоем, а впоследствии и деградацией общества.

Но в обществе, где частный интерес поставлен во главу угла, юристу сложно не брать взятки и не защищать виновных, а журналисту не превратиться в пиарщика. Всё чаще звучат шутки про «вторую древнейшую», не столько как намёк на древность профессии, сколько как намёк на её заведомую продажность. И далеко не каждый журналист, слыша подобный намёк, обижается. Мне кажется, всем согласным уравнять эти две профессии людям действительно лучше работать в пиаре - будет и впрямь честнее. И зарплату сотрудникам пиар-отдела платят, призналась Шевчук, гораздо выше: даже самое низшее звено пиара – копирайтер - зарабатывает порядка сорока тысяч в месяц. Просто работа в пиаре требует «покупки» не только профессионализма, но и преданности исключительно месту работы. А люди всегда не жалели денег на «покупку» чужой преданности. Забывая, что настоящая преданность никогда не стала бы «продаваться». Вот и настоящий журналист – не «продаётся».


Алёна Глазкова, студентка 2 курса факультета журналистики ИГУМО 

06.03.2014
Просмотров: 1135

Возврат к списку

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
20 АПРЕЛЯ В 14:00

Приходи познакомиться с институтом в формате оффлайн

Регистрация

Первый Московский Фестиваль рекламы
для школьников «NewSparks»

Прием конкурсных работ до 07 мая 2024 года

Подробнее