Традиционно на старших курсах студенты факультета иностранных языков начинают изучение дисциплины «Социолингвистика», которая охватывает различные вопросы функционирования языка в обществе. На лекциях будущие педагоги и переводчики заново осмысливают уже известные им с первых курсов понятия, а во время практических занятий прорабатывают более значимые практические аспекты социолингвистики.
Недавно у студентов 4-го курса прошел интересный семинар. Декан факультета Оксана Олеговна Куреня дала задание подготовить доклады о любом профессиональном или групповом сленге.
Но особенно всех заинтересовал профессиональный медицинский лексикон. Анастасия Черных и Валерия Нихаева привели яркие и интересные примеры. Вы знали, что «бантик» означает повязку на зонд или дренаж, «каска» – всего лишь медицинская шапочка, а «детство» – это педиатрическое отделение?
В ходе анализа медицинского сленга студенты пришли к выводу, что врачи обладают хорошим чувством юмора и тонкой душевной организацией. При этом они очень начитанные и эрудированные люди.
Еще один запоминающийся доклад подготовила Алина Корначева. Она выбрала близкий и знакомый нам студенческий сленг. Здесь были и привычные «курсачи», «хвосты» и «академы», но встречались и незнакомые «Аляски» (задние ряды аудитории), «бомбы» (шпаргалки) и «ветераны» (студенты, вернувшиеся к повторному обучению, или самые старшие по возрасту среди однокурсников).
Именно благодаря подобным занятиям студенты активно изучают влияние социальных факторов на систему языка и его развитие. Социолингвистика помогает осознать механизмы и закономерности функционирования языка в обществе.
Юлия Голованова, студентка 4-го курса факультета журналистики