все новости института фотографии

Вернисаж в Мультимедиа Арт Музее: фоторепортаж Сусанны Галоян

Наши новости

подписаться

Наши соцсети

Наши новости

подписаться

Наши соцсети

Пока вся Москва была охвачена новогодней лихорадкой, Мультимедиа Арт Музей представил зрителям несколько интереснейших выставок: «Жизнь как праздник» – фото из архива журнала «Огонек», «Всемирный алфавит» Марка Рибу, «Календарь Пирелли» и «Люди света». На открытии побывала и наша студентка Сусанна Галоян.

«Жизнь как праздник»

Бесспорно, ярчайшей выставкой стала экспозиция фотографий из архива журнала «Огонек» начала 1930-х – 1970-х годов, приуроченная к 115-летию журнала.

С момента своего создания в 1899 г. «Огонек» заявил о себе как об издании иллюстрированном: он был телевизором дотелевизионной эпохи, вокруг которого собирались всей семьей. Временно прервав свое существование в революционные годы и возродившись в 1923-м, «Огонек» к 1925 г. уже выходил тиражом в полмиллиона экземпляров.

Вернисаж-в-Мультимедиа-Арт-музее3.jpg

Николай Драчинский. Высокогорный каток в городе Алма-Ате. Зрители. 1955. Из архива журнала «Огонек»

В те годы страна переживала настоящий фотографический бум: фотография стала мощным визуальным оружием молодой советской власти. Для «Огонька» работали лучшие советские фотомастера. На его страницах публиковались Аркадий Шайхет, Евгений Лангман, Эммануил Евзерихин, Всеволод Тарасевич, Исаак Тункель, Михаил Савин, Эдуард Эттингер, Галина Санько, Дмитрий Дебабов, Семен Фридлянд, Лев Бородулин, Лев Шерстенников и, конечно, Дмитрий Бальтерманц. Он начал работать в «Огоньке» в 1946-м, а потом четверть века, с 1965 по 1990 г., возглавлял его фотоотдел.

Вернисаж-в-Мультимедиа-Арт-музее2.jpg

Яков Рюмкин. Летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин дома с женой Валентиной. 1962. Из архива журнала «Огонек»

Традиция огоньковской фотографии во многом сформирована историей и идеологией страны. Фотография – это зеркало времени, но амальгама этого зеркала определяется временем и меняется вместе с ним. Начиная с 1930-х годов фотография, как и все виды искусства, обязана была следовать принципам соцреализма. Перед фотографом не стояла задача снять «как есть» – гораздо важнее было показать «как должно быть». В учебниках по фотографии тех лет основное внимание уделялось именно правилам постановки, режиссуры, казалось бы, объективного репортажа. Каждый постановочный снимок становился политическим высказыванием, будучи одновременно и продуктом, и инструментом идеологической работы. Используя всю мощь своего таланта, фотографы конструировали образ самого счастливого человека в самой счастливой стране.

Подвиги коллективного труда в полях, на заводах и стройках, картины нового быта, сцены беззаботного детства и заслуженного отдыха – в огоньковских фотографиях все дышит атмосферой праздника или его предвкушения. Вместе они образуют мифологический узор коллективного счастья. Окончательно его визуальный канон оформился к середине 1950-х – времени расцвета «Огонька» как фотоиллюстрированного журнала.

Вернисаж-в-Мультимедиа-Арт-музее6.jpg

Вернисаж-в-Мультимедиа-Арт-музее5.jpg

В те годы фотографии с огоньковских обложек и разворотов украшали стены городских квартир, рабочих бытовок, солдатских казарм, поликлиник и домов культуры. Именно эта эпоха и является «главным героем» выставки. В оттепельные 1960-е сквозь пелену коллективного праздника начало прорываться индивидуализированное счастье – менялись выражение лиц, пластика, сюжеты и тональность снимков. В1970-е, с наступлением эпохи застоя, праздник постепенно перестал быть главной темой советского фотоискусства. Поэтому фотографии этих двух десятилетий не занимают на выставке главенствующее место, а, скорее, подводят черту и оттеняют эстетику и идеологическую направленность предшествующей эпохи.

Выставка Марка Рибу

Классические, безупречные и неповторимые работы Марка Рибу произвели на Сусанну наибольшее впечатление. По ее мнению, эту выставку нужно смотреть не один раз.

Работы Рибу находятся в коллекциях Музея современного искусства в Нью-Йорке (МоМА), Чикагском институте искусств, Парижской национальной библиотеке и др. Персональные выставки Марка Рибу с огромным успехом проходят по всему миру.

Вернисаж-в-Мультимедиа-Арт-музее11.jpg

Марк Рибу. 11-1=10. Саудовская Аравия. 1974. © Marc Riboud

В экспозицию вошли более 160 фотографий, среди них – как знаковые снимки, признанные одними из лучших фотографий XX в. («Маляр на Эйфелевой башне» и фотография участницы демонстрации против войны во Вьетнаме, протягивающей цветок в ответ на наставленные на нее штыки), так и редкие, практически не известные зрителям работы, созданные в период с конца 1950-х годов до наших дней.

Вернисаж-в-Мультимедиа-Арт-музее4.jpg

Несмотря на почтенный возраст, Марк Рибу продолжает работать и верит, что лучшие снимки еще впереди. «Возможность видеть и фотографировать красивое лицо или туманный пейзаж вызывает такие ощущения, как будто я слушаю музыку. Это помогает мне жить», – признается он.

«Календарь Пирелли»

Вернисаж-в-Мультимедиа-Арт-музее7.jpg

А вот знаменитая выставка легендарного календаря «Пирелли» не воодушевила нашу студентку. Напомним, что за 50 лет существования проекта в нем приняли участие самые яркие звезды мировой фотографии: Ричард Аведон, Герб Ритц, Питер Линдберг, Хельмут Ньютон, Сара Мун, Анни Лейбовиц, Марио Тестино, Карл Лагерфельд, Патрик Демаршелье, а также самые красивые и талантливые модели и актрисы современности: Софи Лорен, Пенелопа Крус, Джулианна Мур, Моника Белуччи, Синди Кроуфорд, Кейт Мосс, Наталья Водянова, Хайди Клум, Жизель Бундхен, Андриана Лима и другие.

Что ж, как говорится, о вкусах не спорят, а нам приятно отметить, что наших студентов интересуют лучшие образцы мировой классической фотографии. И если уже сейчас, на этапе обучения, они пришли к пониманию настоящего, то их будущая деятельность, безусловно, внесет вклад в развитие фотоискусства в целом!

Заведующая кафедрой фотоискусства ИГУМО Е.В. Елизарова



Возврат к списку

ВСЕ НОВОСТИ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
20 АПРЕЛЯ В 14:00

Приходи познакомиться с институтом в формате оффлайн

Регистрация

Первый Московский Фестиваль рекламы
для школьников «NewSparks»

Прием конкурсных работ до 07 мая 2024 года

Подробнее