Наши новости
подписатьсяНаши новости
подписаться
Жизнь студентов факультета фотографии Института гуманитарного образования и информационных технологий состоит не только из лекций и семинаров, но еще и из выездных занятий, на которых ребята под руководством педагога на практике осваивают полученные теоретические знания. В конце марта состоялось выездное занятие студентов 1-го и 2-го курсов заочного отделения: будущие фотографы постигали тонкости жанра уличной фотографии вместе со своим преподавателем Е.В. Елизаровой.
Утро субботы, на часах – 10 часов, город медленно просыпается, вспоминая о делах выходного дня, а мы собрались на Театральной площади, одевшись потеплее и приготовившись к охоте на сюжеты.
Фото: Ростислав Чанкин, студент 2-го курса факультета фотографии
Занятие началось с обсуждения, какие из окружающих нас сюжетов достойны внимания уличного фотографа. Перед Большим театром фотографируется группа туристов; из дверей самого театра вышли на перекур две женщины; держась за руки, переходят дорогу дети – студенты называли буквально все, что видели вокруг себя. И ведь это абсолютно верно! Уличная фотография – словно мозаика самых разных сюжетов, эмоций и настроений! Пристальный взгляд и мастерство фотографа способны превратить каждый, казалось бы, обыкновенный сюжет в документальный снимок, который хочется разглядывать.
Фото: Даниил Анучин, студент 2-го курса факультета фотографии
Однако обо всем по порядку.
Итак, перед нами – Большой театр. Прекрасное место для того, чтобы поговорить о композиции и компоновке кадра и обсудить все на живом примере. С какого ракурса можно снять театр, чтобы показать его удивительную геометричность? Какими должны быть снимки, выполненные в соответствии с правилами классической архитектурной съемки? Стоит ли включать в кадр дополнительное пространство? Будет ли самодостаточным снимок, показывающий только лишь геометрию пространства?
Фото: Даниил Анучин, студент 2-го курса факультета фотографии
Эти и многие другие вопросы мы обсуждали прямо в процессе съемки. Получив задачу найти и почувствовать исключительно геометрические фигуры в окружающем пространстве, студенты представили любопытные результаты, доказывающие истину: сколько людей, столько и ракурсов.
Фото: Ксения Угольникова, студентка 2-го курса факультета фотографии
Проанализировав возможности богатого на детали фасада Большого театра, мы стали присматриваться непосредственно к горожанам: кто из них сделает кадр удачным? Вот прошел мимо мужчина в длинном пальто, а вот торопливо прошагала девушка в ярко-красном платке. В каком из этих двух случаев нужен цвет? Конечно, во втором! Безошибочным попаданием в цель стал минималистичный кадр Ксении Угольниковой с акцентом на два ярких оттенка.
Фото: Ксения Угольникова, студентка 2-го курса факультета фотографии
Поднялся холодный ветер, но нам он был нипочем, ведь вокруг столько интересных сюжетов! В зависимости от обсуждаемой тематики студенты снимали в разных форматах и сделали выводы о том, когда оптимален квадрат, когда – формат 3:2, а в каких случаях идеален вертикальный снимок.
Фото: Ксения Угольникова, студентка 2-го курса факультета фотографии
Естественно, лекция не обошлась без обсуждения центрального понятия уличной фотографии – «решающего момента», введенного великим Анри Картье-Брессоном, после чего студенты перешли к вытекающим из этого вопросам. С какого расстояния снимать незнакомых прохожих? Как вести себя в конфликтных ситуациях? Нужно ли спрашивать разрешения и вступать в контакт с горожанами? Многие мастера фотографии искали ответы на эти вопросы несколько лет. Да и для каждого ответы на них будут разными. Одним комфортнее снимать телевиком, другие снимают без всякого стеснения с расстояния в полтора метра от человека, а третьи и вовсе фотографируют вслепую.
Фото: Алена Грязнова, студентка 1-го курса факультета фотографии
Как же найти свой стиль и свои комфортные условия фотосъемки? Для этого мы перешли к съемке случайных портретов. Беззаботные улыбки и едва уловимая печаль, усталость после трудовой недели и равнодушие – в лицах людей мы читали самые разные эмоции.
Фото: Ростислав Чанкин, студент 2-го курса факультета фотографии
И все они нашли отражение в работах студентов.
Фото: Алена Грязнова, студентка 1-го курса факультета фотографии
Не обошлось занятие и без обсуждения творческих методов съемки, среди которых съемка на длинных выдержках и с проводкой. Почувствовать ритм города нелегко, но вполне возможно, если уделять практике достаточно внимания. Несущиеся на большой скорости автомобили и спешащие люди – центр Москвы просто идеален для отработки данного навыка. А ведь длинные выдержки можно использовать не только для съемки динамичных сюжетов! Они подходят и для статичных сюжетов. Чтобы понять это, мы придумали свою ситуацию.
Фото: Екатерина Елизарова, заведующая кафедрой фотоискусства факультета фотографии
Несмотря на то что жанр уличной фотосъемки по большей части пока что является для студентов незнакомым, многие из них проявили свои творческие способности и, что не менее важно для стрит-фотографа, физическую выносливость! Даже похолодание и снег с дождем не стали препятствием для нас!
Искренне желаем удачи нашим студентам! Уверены, что знакомство с миром уличной фотографии откроет им не только потрясающие возможности фотоискусства, но и грани жизни в целом, ведь каждое мгновение, каждый «решающий момент» неповторимы, как удачный кадр. Творите, созидайте, экспериментируйте!
Заведующая кафедрой фотоискусства факультета фотографии ИГУМО Е.В. Елизарова
20 апреля – выставка-превью DOCA-2024 в ИГУМО
Анимация, реклама и другие проекты в портфолио фотографов
Никита Ерофеев о фотоархиве Третьяковской галереи
Фотографы ИГУМО участвуют в мастерской Ивана Филимонова
Эпоха оптимизма: выставка Георгия Липскерова в ИГУМО
Соавторство: кому принадлежат права на совместный проект?
Фэшн-съемки: поиск референсов у легендарных фотографов и практика
Егор Севастьянов: «ИГУМО дает классную среду для развития»