институт дизайна

Про девочек

Наши новости

подписаться

Наши соцсети

На DOCA-talks состоялась лекция Ирины Толкачевой «Про девочек»
fbrep.jpg       vkrep.jpg


0.jpg

Ирина Толкачева – искусствовед, историк фотографии, преподаватель в фотошколе Photoplay, Школе современного искусства «Свободные мастерские» при Московском музее современного искусства, Школе визуальных искусств, лектор образовательных программ ГМИИ им. Пушкина, Немецкого культурного центра им. Гёте, член жюри фотографических конкурсов, автор учебных курсов и статей. Ирина занимается темой гендерных проектов в фотографии давно. Материала, который она собрала, хватит на полновесную монографию.

Женские образы появляются в фотографии с момента ее изобретения и с начала использования ее в качестве художественного средства. Но фотография, как и любой другой вид искусства, в каждый период своего развития отражает определенную идеологию – разделяемую автором или подвергающуюся его критике.

«Образ девочки и девушки стереотипен в искусстве (и в фотографии, конечно, тоже), поэтому можно считать, что это такой отдельный жанр. Все любят изображать девушек и девочек как неких прелестных созданий, что-то нежное, невинное, кавайное».

Именно стереотипы в изображении девочек и девушек и попытки их сломать стали предметом лекции. Все фотографические проекты, которые были показаны, относятся к последнему десятилетию XX в. и к началу XXI в., т.е. предельно приближены к нам во времени. И это дало возможность слушателям сравнить изменения, которые претерпели женские образы в фотографии, с изменениями наших собственных представлений о том, как должны выглядеть девочки/девушки в медиасреде и в художественном поле, какими мы хотим их видеть.

От достаточно эффектных, но вполне стереотипных образов девушек на фоне струящейся воды, птиц, бабочек, достаточно привычного взгляда Миры Недялковой, не подрывающего никаких систем и не угрожающего никаким ценностям, мы двигались к историям девочек-подростков, существующих в своем мире, увиденных глазами Арики Инаоко, и дальше, к насыщенным психологическим кадрам индивидуального человеческого опыта в проектах Анны Гаскелл, данным через воспоминания о своем собственном отрочестве и замешанным на сказочности и гламурности. Масштабные проекты Джулии Фуллертон Баттен и Назифа Топчуоглу представляют девочек и девушек в мире своей мечты, не давая никакого серьезного психологического исследования реальных героинь и реального мира девушек.

1.jpg 2.jpg 3.jpg 4.jpg 5.jpg
1.jpg 2.jpg 3.jpg 4.jpg 5.jpg

Однако в то же время в 2000-е возник ряд проектов, в которых героини предстают как реальные личности, «можно придумать или считать некую историю, индивидуальный характер персонажа». Это проекты Хеллен ван Меене и Юстины Курланд.

Появляются и фотографии, в которых представлен взгляд девушек на самих себя, на женские образы в масс-культуре. «Очень много мужчин-фотографов снимают девушек, но на самом деле не знают, как живет девушка». Проект Юри Нагасима «возвращает мужской объективирующий взгляд, иронизируя по поводу стереотипного изображения женщины в мэйнстримной культуре, в глянце, в гламуре и в фотографии».

Художники выявляют те стороны, которые никогда не воспринимались как часть глянцевого идеала, – ту часть женского опыта, которая табуирована.

«Эти девушки говорят: наш опыт разнообразен и универсален, мы вовсе не те прелестные создания, которыми вы привыкли нас видеть, мы, конечно, прелестны, но в нас прелестно всё: прелестны наши волосы, прелестны наши тела, прелестны наши физиологические проявления – это всё естественно, вовсе не надо это табуировать, не надо этому ужасаться. Вот какой этот женский мир, за которым вы так любите подглядывать!»

Пресс-секретарь DOCA

Дорогина Светлана



Возврат к списку

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
20 АПРЕЛЯ В 14:00

Приходи познакомиться с институтом в формате оффлайн

Регистрация

II московский молодежный фестиваль
анимации и иллюстрации

Open Call
до 03 апреля 2023

Подробнее

Первый Московский Фестиваль рекламы
для школьников «NewSparks»

Прием конкурсных работ до 07 мая 2024 года

Подробнее